Что мешает обратиться к психотерапевту? Или почему нам так трудно заметить бревно в своём глазу

Авторство

Смирнов Владимир Александрович

Психолог
Город: Ростов-на-Дону
Виды деятельности: психолог-консультант, врач-психотерапевт
Специализация в психологических подходах и направлениях: когнитивная терапия, прочие подходы и методы

 Решил поделиться мыслями о том, что может мешать человеку пойти к специалисту (с чем — подумаем в следующий раз). Парадоксально, но, с одной стороны, каждый из нас слышал, что «все болезни от нервов», «все трудности у нас внутри головы» и прочие выражения. И кажется, что люди действительно так считают, верят в это. Но с другой стороны, как трудно признать, что это действительно так. Почему? Есть несколько причин. И об одной из них хотел поговорить сегодня. Она называется сложной комбинацией слов «фундаментальная ошибка атрибуции», понятие, пришедшее к нам из социальной психологии.

 В самом простом варианте, это «склонность объяснять причину поступков других людей ихличностными качествами, а своё поведение— внешними обстоятельствами». Например, в потоке людей кто-то бежал и наступил человеку на ногу, в большинстве случаев, наступивший будет охарактеризован не самым лицеприятным образом («вот, козёл!»), но сам человек думает о себе, что он «просто торопиться, опаздывает». На деле ошибка может быть и обратная! Человек послучайной разовой ситуации будет делать обобщённые выводы о себе («отказала девушка это значит, что я неудачник»). Т.е. ошибка атрибуции всамом общем варианте говорит нам о том, что человеку трудно определить, где начинаются обстоятельства, ситуация, а где он как личность, его качества, и часто мечется от одной крайности («не я такой — жизнь такая»), к другой («я во всём виноват, я полный лузер»). И очень часто в причинах отказа от психотерапевтической работы слышу либо «со мной всё впорядке, это у других проблемы (вплоть до несправедливой вселенной)», либо «я такой какой есть, меня не изменить».

 Какже примирить эти позиции?
 

 В когнтивной психотерапии для этого введёно промежуточное звено, наши когниции, мысли, или проще, это наша ОЦЕНКА ситуации. Именно оценка ситуации, обстоятельства и является решающим фактором. Так, в примере выше, человек, который опаздывает, оценивает своё обстоятельство как достаточное условие толкать прохожих и наступать им на ноги. И напротив, если человек, которому наступили на ногу, подумает, «наверное, торопиться куда-то, наверное, это для него важно», также будет менее склонен расстраиваться или злиться. А источник оценки — сам человек, его суждение, его убеждение, его выбор! Поэтому смело утверждаю, что человек — автор всего того, что происходит в его жизни!

  Но постойте, скажет читатель, ничего подобного я за собой не замечаю, я просто реагирую в разных ситуациях, у меня нет таких подробных диалогов внутри головы, мыслей. Действительно, и тут начинается самое интересное, взрослый человек пользуется уже готовыми схемами: «ситуация — оценка — реакция». Откуда они? Из детства! Уже с самого раннего возраста наша психика начинает свою работу, главной целью которой является — выжить! И ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации, начинает производить такие оценки, начинает искать выход из ситуаций, и найдя их — запоминает, как навык. И как каждый учился ходить, говорить, читать, так и каждый из нас учился оценивать и реагировать, это важнейший навык психики.

 Именно в детстве закладывается база для многих навыков, именно в детстве закладываются многие (не все, но многие) убеждения, схемы реагирования. Например, ребёнок разбивает любимую вазу мамы, ребёнок видит, что мама совсем недовольна, делает хмурое лицо, готовиться ругаться...надо что-то делать! Ребёнок оценивает ситуацию как потенциально опасную (ожидается наказание), и — о, чудо! — ребёнок решает почувствовать себя виноватым и расплакаться. Выдав такую реакцию, ребёнок смотрит на результат... получилось, тон снизился, наказание прошло мимо, либо было ниже ожидаемого (всего лишь прочитали нотацию). При серии таких ситуаций, мозг закрепляет такую схему: «если ситуация оценивается как угроза вследствие собственных проступков — начинай испытывать вину и плакать». Но представьте себе взрослого человека, идущего к начальнику, где ожидается серьёзный разговор... Уже на подходе неприятное чувство в груди или в животе, тревога, а в кабинете слёзы. И это не ребёнок, а вполне взрослый, зрелый человек. Как же так? А так, что в этой ситуации, которая была оценена как опасная, сработал рефлекторно (бессознательно) старый и знакомый навык и чувство!

 В народе в таком случае говорят: «Умом понимаю, а поделать ничего не могу». Да, ум взрослого человека тут был неактивен, работал ум ребёнка. При этом во многих других ситуациях тот же человек может быть уверенным, спокойным, самодостаточным и сильным! Т.е. дело не в боссе (не в обстоятельстве), не в самом человеке (всё с ним в порядке), а в срабатывании схемы «ситуация — оценка — реакция». Это конечно самый простой пример. Часто бывает схема сложнее, да и реакция не такая простая.


 P.S:


1. Все наши реакции являются нашим выбором, однако, не сиюминутным, а сделанным нами в раннем детстве (не всегда,  но часто).
2. Часто наши реакции воспринимаются через призму ошибки атрибуции, и кажутся нам либо независимыми от нас (сами по себе, вызванными другими людьми, «босс так на меня влияет»), либо как неотъемлемой и неизменной нашей частью («такой какой есть»), будто данными самим фактом рождения, как цвет волос, а не являющимися следствием обучения.
3. Бессознательный (или неосознанный) характер влияния этих механизмов, делает их малозаметными, часто неявными.
4. Именно эти механизмы, именно эти корни и являются предметом моей работы!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!