Живой человек или специалист?

Сколько-то месяцев назад передо мной встал такой вопрос: в наших клиент-терапевтических отношениях, психотерапевт - это, в первую очередь, живой человек или специалист? От ответа зависело очень многое.

Если всё же человек, то значит, живой, и, значит, нельзя его обижать, нельзя делать больно. Значит надо себя контролировать, оберегая его от себя и своих проявлений, которые пусть вызваны внутренним напряжением, болью, но это же совсем не повод делать больно ему, тем более, что он мне и не враг вовсе. Если вспомнить, что он тоже человек, я буду выстраивать себя так, чтобы ему было более комфортно, поворачиваясь теми сторонами, которые и приемлемы и безопасны, адекватны и приятны. Но тогда я опять остаюсь одна. Со всем своим тёмным содержимым, которое рвёт меня на части, мучает и кусает.

Или же решаю, что он такой специально обученный человек, который в состоянии сам разобраться, как со мной быть (раз уж профессиональные принципы не позволяют ему меня выгнать за плохое поведение)), и сам в состоянии позаботиться о себе. Тогда я "показываю зубы" и позволяю себе естественно проявляться, как-бы дурно и невоспитанно это не выглядело. Для меня это было равнозначно тому, чтобы бросить его на растерзание моих внутренних монстров. Полностью переложить ответственность за его душевное состояние во время нашего общение на него. И не беспокоиться об этом. Пусть он сам как-то с этим справляется. Думать, в первую очередь, о себе.

Я долго и мучительно решала эту дилемму. Советовалась с подругами: или я перестаю давить рвущихся наружу чудовищ и позволяю всему этому проявиться; или, не смотря ни на что, он всё же человек, и я о нём как-то забочусь.
Подруга, далёкая от психотерапии, сказала возмущённо: "знаешь что! он конечно, психолог, но от этого он не перестаёт быть человеком! И ему тоже может быть больно и обидно, и «бить» его в уязвимые места, это подло. И, что бы не происходило, всё равно - он человек, и нужно вести себя по-человечески!"
А три другие подруги – которые профессионально связаны с этой областью, убеждённо сказали в один голос: "никакой он в этом плане не человек. Он специалист. И ты не должна заботиться о нём, его душевное состояние во время сеанса – это не твоя ответственность. Если он будет как-то не справляться, пойдёт к супервизору."

Меня это чуть успокоило. И я приняла это важное решение: мне, конечно, неприятно быть с ним конфликтной, категоричной, резкой, но сейчас - я такая. И то, что со мной происходит - это для меня сейчас самое важное. Ну т.е., если продолжать метафору, я, с глубоким сожалением, но огромным облегчением, сделала свой выбор: всё же бросила его на съедение своим диким зверям, не особо веря в то, что может быть всё-таки он как-то выживет.

Но я решила, что, будь, что будет, но его чувства - это сейчас не моя ответственность, а моя ответственность - это разобраться в себе, и позволить себе наконец-то быть. Это, в конце концов, единственное место, где меня немедленно не призывают к ответу, не стыдят, не укоряют, и не отказываются от меня, не бьют больно в ответ. Я, наверное, первый раз в жизни, могу себе позволить выражать то, что чувствую, могу, бля*ь, наконец-то позволить себе чувствовать всё, как есть, какими бы эти чувства не были. Могу позволить себе быть собой, а не оглядываться постоянно на окружающих. Могу себе позволить по-настоящему быть собой, как бы это не выглядело со стороны.

И я решила: пусть так.
В первую очередь - специалист, и только потом - человек.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!