Психоанализ в России: современное состояние, проблемы, перспективы.

Психоанализ - одно из самых ярких научно-культурных движений XX века - представляет собой сложное и неоднозначное явление. Современный отечественный запрос на психоанализ связан с непростой реальностью текущего этапа нашей истории. Российское общество переживает, помимо экономико-политических трудностей, глубокий психологический кризис. На фоне идеологического хаоса болезненно переживается утрата традиционных российских ценностей, идеалов, ориентиров. Растущая разобщенность людей, навязывание накопительских и агрессивных поведенческих стереотипов через средства массовой информации служат источниками психических расстройств. Не случаен факт, что именно в этих условиях психоанализ оказался востребован в России. Мировой опыт показывает, что роль психоаналитического знания всегда повышалась в эпохи общественных «кризисов идентичности», культурных и социальных потрясений. Современное состояние российского психоанализа описано весьма немногими исследователями, среди них можно выделить таких, как Л.Э. Комарова, М.И. Лукомская, М.М. Решетников, В. Медведев, А.Н.Харитонов. В настоящее время психоанализ в России сталкивается с рядом проблем, рассматривая их, можно выделить блоки или проблемные зоны возникновения трудностей: Блок: психоанализ в государстве, обществе, культуре и науке. 1.Проблема адаптации психоанализа в государстве и обществе, принятия его другими науками и массовым сознанием. 2. Проблема подлинности психоанализа. В силу его социального успеха, именем психоанализа злоупотребляют и вводят в заблуждение доверчивую публику. Иные дерзко провозглашают себя психоаналитиками, не получив никакого психоаналитического образования. Вместе с тем всплывает и проблема дилетантского психоанализа. 3. Проблема научности психоанализа. Психоанализ упрекают за недостаточную научную обоснованность, иногда называют «глубокомысленным шарлатанством» (Дитер Циммер). Блок: образовательный процесс в сфере психоанализа. 1.Проблема становления профессии психоаналитика в России. Данная проблема также напрямую связана с проблемой адаптации психоаналитического направления в России. Акцентируя внимания на обозначенной проблеме можно выделить в ней несколько групп тождественных трудностей: а) Проблема становления институтов психоанализа в России. В нашей стране существует только «10 психоаналитических институтов, в т.ч. 6 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 2 в регионах». (А.Н.Харитонов).Такое количество учебных заведений свидетельствует о нехватке образовательной базы по психоанализу в стране. Вместе с тем назревает проблема доступности образования в сфере психоанализа для граждан РФ. б) Проблема организации учебного процесса, разработка методических материалов, системы переподготовки и повышения квалификации специалистов: 1) Отсутствие выработанных совместными усилиями представлений, требований, принципов высококвалифицированной подготовки, дальнейшей работы в области теоретического, клинического и прикладного направлений, функционирования и роста специалистов в рамках профессионального сообщества. (А.Н.Харитонов). 2. Проблема стажировок,будущего размещения выпускников с непонятной перспективой их востребованности и определения в профессиональные общества.(А.Н.Харитонов). 3. Проблема конструктивного взаимодействия преподавателей внутри и между институтами. 4.Проблема достойного конкурентоспособный отбор абитуриентов. 5. Проблема нехватки специалистов по психоанализу. Сегодняшний россиянин не часто имеет возможность посещать психоаналитика в силу недостаточного количества специалистов. Блок: сотрудничество с коллегами.
1. Проф. Д-р Даниел Ранкур-Лаферрье выделяет следующую проблему -это языковой доступ к западному психоанализу. С одной стороны, практически никто из зарубежных аналитиков не говорит по-русски. С другой стороны, большинство образованных россиян говорят только на родном языке. Это означает, что для большинства россиян, которые хотят изучать психоанализ и развивать свою психоаналитическую практику по западным клиническим стандартам, необходим переводчик. 2. Проблема взаимодействия психоаналитических обществ, групп и других объединений в РФ, структурирование деятельности в этой сфере, а так же обозначение негативных и позитивных моментов взаимодействия: А) узкая корпоративность некоторых обществ (включая их лидеров),(А.Н.Харитонов). Б) проблема конструирования открытого, единого пространства, создания возможностей для диалога, обмена идеями специалистов в духе широкой психоаналитической традиции. (А.Н.Харитонов). 3. Проблема качества супервизорской деятельности («Супервизия — это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного), в ходе которого консультант может описать и проанализировать свою работу .Основная цель супервизии — помочь консультанту наилучшим образом ответить на потребности Клиента» Соловейчик М.Я., Супервизия // в Сб.: Мастерство психологического консультирования, под ред. Бадхен А.А. и Родиной А.М., СПб, «Европейский Дом», 2002 г. с.1). Здесь большую роль играют наработки, традиции супервизий и их кропотливая регулярность, накопленный опыт, приобретаемый здесь, в России с нашими пациентами. (А.Н.Харитонов). Блок: личность специалиста и процесс психоаналитической деятельности. 1. Проблема обладание так называемыми психоаналитическими специалистами таким узнаваемым набором качеств, как амбициозность, чванство, высокомерие к другим, демонстрация сверхмогущества, конфликтность, деструктивный нарциссизм, трудоголизм некорректность к коллегам.(А.Н.Харитонов). 2. Крупная проблема – идентификация специалистов, определение понятий, статусов, отличительных особенностей базовых терминов «психоанализ», «психоаналитическая (психоаналитически ориентированная) психотерапия», «психоаналитическое консультирование», «психоаналитик». (А.Н.Харитонов). Блок: организация услуг в сфере психоанализа. 1. Проблема доступности услуг психоаналитика для различных слоёв населения. Платные услуги психоаналитиков ограничивают возможность пациентов решить психологические проблемы. 2. Сложная экономико-психоаналитическая проблема формирования рынка услуг. Проблема формирование клиентской базы для предоставления услуг по психоанализу. Проблема использования рекламы. В связи с указанными проблемами в психоаналитическом движении складывается удручающая картина современного состояния российского психоанализа. Отсутствие чёткой образовательной структуры, сертификации переплетается с экономическими и идеологическими проблемами в обществе. Говоря о перспективах психоанализа в нашей стране, стоит упомянуть, что только комплексный подход к проблемам в сфере психоанализа позволит сохранить деятельность психоаналитических сообществ и будет служить развитием теоретических и практических аспектов. По мнению Харитонова А.Н., « высокий уровень жизни, наличие стабильного среднего класса, высокая мотивация в помощи психоаналитика– вот признаки, условия для развития психоаналитического движения». Таким образом, углублённое понимание современного российского психоанализа даст возможность разработки модели внедрения психоанализа в систему естественно-научного и гуманитарного знания, определения его задач и круга объектов исследования в рамках российской культуры, а также будет влиять на совершенствование психотерапевтической помощи населению России.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!