Психоанализ, как отправная точка

Авторство

Лебедева Валерия Таминдаровна

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, психоанализ

Меня зовут Валерия Лебедева, я начинающий психоаналитик. Многие спрашивают меня, почему я выбрала именно психоанализ в качестве отправной точки в своей работе с людьми. Я думаю, что и будучи студентом, которому только предстоит знакомство с психоанализом, и являясь профессионалом, имеющим свое сложившееся мнение, этот вопрос задавать себе крайне важно и полезно. И я хотела бы поделиться своим ответом на этот вопрос.

Во-первых, психоанализ работает со всем тем, что у человека «не так» в жизни. Это может быть конкретное «что-то не так» или абстрактное. И, конечно же, психоанализ, не был и никогда не будет панацеей, которая подходит всегда и каждому. Но именно психоаналитически-ориентированные терапевты наиболее эффективно работают на психотическом уровне организации личности. Люди этого уровня опустошены, нарушены, дезорганизованы. Именно этот подход дает пациенту свободу выражения мысли, а, следовательно, и выбор фокуса работы, поскольку он чувствует, что психоаналитик идет за ним, а не навязывает свои правила. Это одна из немногих, если не сказать единственная, система, эффективно работающая с личностями, которым обычно ставят такие диагнозы, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, и лечат тем, что заглушают продуктивную функцию психики антидепрессантами и другими похожими препаратами, и в результате пациенты превращаются в «овощ», но не выздоравливают. Психоанализ, помимо того чтобы снять симптом, еще и лечит синдром, являющийся первопричиной симптомокомплекса. Также это редкий вид помощи, который дает возможность человеку самому встать на ноги, не предлагая «костыли» взамен самостоятельного переживания болезненного опыта, он помогает человеку найти ресурсы в себе, заживить те раны, которые кровоточат глубоко внутри, чтобы справляться с фрустрирующим аспектом жизни, используя только собственную психическую энергию.

 Во-вторых, я с уважением отношусь к психоанализу, потому что, помимо всего прочего, у него есть широко развивающаяся, постоянно себя тестирующая теоретическая и экспериментальная база. А это значит, что психоанализ – это не только ряд обоснованных точек зрения, но еще и система ценностей, угол зрения, а иногда даже «образ жизни». Например, кофе можно рассмотреть с точки зрения  химического состава, формул, физических свойств, вкуса, цвета запаха, физиологии и биохимии человека и т.д. Так и психоанализ – это определенная система взглядов на строение и функционирование психики, определенные профессиональные «очки».

Великий психоаналитик З. Фрейд еще 100 лет назад был занят поиском того, где именно в теле человека находится психика. На тот момент ему не хватило инструментария, чтобы завершить свои исследования. Но он приблизился к истине, найдя субстрат психики в зародыше человека. Далее эта теория развилась в современное направление нейропсихоанализ (Дж. Панксеп, М. Солмз и др.),  представители которого смогли открыть место зарождения психики, т.е. нейрогуморальный ее субстрат (нервные волокна, пронизывающие все тело). Таким образом, была доказана состоятельность построения Фрейдом первой и второй топики психического аппарата (а ведь порой он опирался только на свои предположения, которые и пытался доказать на практике). На мой взгляд, это вполне веское основание, чтобы относиться к психоанализу серьезно и с доверием.

В-третьих, в различных видах психотерапии и философско- психологических взглядах на душевную и психическую жизнь человека, по большому счету, речь идет об одном и том же, но порой называется по-разному. Вернусь к примеру с кофе. Как я уже говорила, кофе можно описать с разных точек зрения, но кофе не перестанет быть кофе, т.е. напитком с определенными неизменными признаками, отличающими его от других. Так и здесь лексическое значение терминов разных направлений психотерапии, хоть и отличается, но все-таки синонимично и обозначает одни и те же механизмы психики, а также схожесть достигаемых в работе с людьми целей.

В-четвертых, кто знаком с работой Фрейда «Толкование сновидений» (1900 г.!), тот поймет и оценит, насколько скрупулезно автор подходит к своему исследованию. Он тщательно, выверенно, опираясь на работы тех, кто не довел дело до конца, разъясняет себе и читателю происхождение бессознательного, его роль и функции. Четко и последовательно, по кирпичику, он выстраивает психический аппарат и те системы, из которых он состоит. И, на мой взгляд, труд З. Фрейда можно поставить в один ряд с трудами Л.С. Выготского по основательности подхода к изучаемому материалу.

В-пятых, открыв бессознательное, основатель психоанализа также открыл и метод работы с теми пациентами, которым раньше ничего не помогало, т.е. он понял, что есть в человеке еще что-то, что недоступно, если действовать обычными для того времени приемами. Он открыл способ постичь это «что-то» - метод свободных ассоциаций. Конечно, существует множество других способов добраться до бессознательного, но просто добраться - мало, важнее сознательно и качественно это бессознательное переработать, т.е. связать прошлый опыт с опытом настоящего. Причем в этом, по большому счету, психотерапевт пациенту не помощник. Психоаналитик здесь исполняет роль проводника в бессознательное, но преодолеть этот путь пациенту необходимо самостоятельно. Этому самостоятельному осмыслению способствует подготовительный этап - «обучение» через идентификацию с психоаналитиком: принятие, обдуманность, безоценочное отношение к себе. Сначала просто «подражая» специалисту в его способах мыслить, задавать себе «правильные» вопросы и отвечать на них, а потом все более и более осознанно делать это, применяя к самому себе. Конечно, все хорошо в меру. Если есть много неосознанного материала, то сознание, еще не готовое к этому, «теряется»; если многое осознается, то нет доступа к энергии для усиления этого осознания, к бессознательным естественным импульсам. Парадокс. Как ни крути, сознание нужно в процессе выздоровления, даже если мы хотим прийти к «высшему разуму», «отказу от внутренних родителей», как у йогов и т.д. И поэтому в психоанализе пациент много говорит, а психоаналитик «активно слушает» (это особая техника), т.е. помогает человеку более точно формулировать свои мысли и чувства, что способствует большему пониманию самого себя, а также повышению осознанности тех самых импульсов, накопленных в бессознательном: желания, потребности, инстинкты, которые толкают нас на путь жизни или к смерти.

 Работая в этой системе взглядов, я помогаю людям познавать себя и окружающий мир, личностно расти и строить здоровые, приносящие удовлетворение отношения.

 

Статья опубликована в журнале {PSY} Technology, интернет-журнал о психологии и психологах

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!