Откуда берется образ идеального ребенка в головах родителей

Авторство

Ольга Котляр

Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, арт-терапия, гештальт-терапия, нарративная терапия, юнгианский анализ, телесно-ориентированная психотерапия

Вопросы для молодых родителей: 
Как разделить свои и чужие ценности?
Как разобраться, проживаете ли вы свою жизнь сами, или живете через ребенка? 
Приглашаю тех, кому важно разобраться в себе и укрепить родительскую позицию на индивидуальные консультации. Москва или скайп. 
В работе использую как психологические знания, так и 10-летний опыт работы с детьми.

Одна из трудностей, с которыми сталкиваются родители, это когда дети не вписываются в родительские представления об идеальном ребенке. Вообще, несовпадение идеала и реальности приносит много боли и трудностей в жизнь любого человека, а особенно больно ранятся об это несовпадение те, кто начинает делать что-то новое. В частности, воспитывать ребенка. «Нетрудно плыть на волне благополучия, когда уже установлено равновесие. Трудным является новое. Новый лед. Новый свет. Новые чувства.» 
Идеальный образ ребенка часто складывается из тех частей:
1) Навязанные окружением стереотипы. 
2) Качества, которые родители хотели бы иметь сами, но не имеют. Или думают, что не имеют. 
3) То, что действительно важно для родителей. Их личные, собственные представления о том, какими качествами должен обладать человек.

Первые два пункта очень отравляют жизнь родителям. Родители пытаются воспитать ребенка, опираясь исключительно на чужие правила, мнения и опыт. В то время, как у родителей самих есть интуиция, есть связь с собственным ребенком, которая называется бондингом и помогает родителям лучше понимать ребенка. Понимать не головой, а чувствами, интуитивно чувствовать, что нужно ребенку. 
Второй пункт – отдельная песня. Родители пытаются вырастить вместо ребенка более счастливую версию себя. Они хотят видеть в ребенке то, что не позволяют себе. Замечу так же, что больше всего родителей раздражает в ребенке то, что раздражает или отрицается в самих себе. 
Родитель не позволяет себе делать что-то, что очень хочет. Это чаще всего касается реализации талантов, или просто проявлений и выражений некоторых чувств. Почему так происходит с человеком – это отдельный вопрос, отдельная глубокая работа по проработке отношений с собственными родителями, и, иногда, психологических травм. 
Важно сначала увидеть, как вы взаимодействуйте с ребенком, слышите ли вы его, учитываете ли его особенности при воспитании и, в частности, при выборе его занятий, кружков, секций. Часто родители жалуются, что ребенок не хочет ходить на какие-то занятия, а хочет, по словам родителей, «заниматься какой-то ерундой». Если порасспрашивать родителей, почему им важно, чтобы ребенок посещал те или иные занятия, или развивал в себе определенный талант, скорее всего окажется, что родители сами хотели развить в себе этот талант, или заниматься тем, куда они водят ребенка. Если еще дальше углубиться в расспросы, размышления и воспоминания, то можно найти причины, почему родитель выбрал такой путь – реализовать свои способности и желания через ребенка, а не прямо через себя. 
Суть в том, что, когда родители начинают видеть и осознавать, как они реализуют себя через ребенка, начинаются изменения. Очень сложно и в тоже время, приятно, увидеть собственные пути развития, одновременно предоставляя ребенку выбор, каким ему быть, и чем заниматься.
Третий пункт – это то, что важно именно для родителей, то, что идет от души, от сердца, от собственных представлений о том, каким должен быть в их представлении человек. Конечно, эти представления тоже складываются под воздействием окружения, но есть важное отличие от второго пункта – родитель мягко направляет ребенка по жизни, прислушивается к нему, проявляя одновременно твердость и бережность в воспитании каких-либо качеств, или предлагая различные занятия. 
Третий пункт самый важный и самый бережный для психики ребенка. 
Растить и себя, и ребенка, с уважением, пониманием и бережностью – самый экологичный путь развития личности.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!