Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок!

Авторство

Анна Вячеславовна Филимонова

Психолог
Город: Пермь
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп

Прочитала ребенку сказку из книжки с говорящим названием: «Сказки для настоящих мальчиков». Прочитала только первую: «Король – дроздобород», и задумалась: что я читаю?

Думаю, сюжет напоминать не надо: и кино снимали по этой сказке, и в детском саду все изучали.

Ясно помню, что, когда была маленькой девочкой и ходила в детский сад, была обучена тому, что сказка учит не унижать никого, ибо все люди между собой равны, и этому равенству обучалась принцесса. Что ж, вполне себе миролюбивый, приятный и морально положительный взгляд на сюжет.

Когда же я читала эту сказку среди других, рекомендованных для настоящих мальчиков, я посмотрела на него под другим углом.

Итак, часть первая: беззаботная эгоистичная дочь живет в замке собственного отца:

Король убежден, что принцесса сделает выбор жениха. Она же уклоняется от этого выбора, да еще и обращает внимание на нелицеприятные внешние качества претендентов, чем вызывает досаду отца и гнев соседей. Далее королем руководит желание избежать двойного давления: с одной стороны – общественного порицания и стыда за наличие незамужней дочери, а с другой – наказания от соседей за их публичное унижение. И, вместо того, чтоб взять эту ответственность на себя, он перекладывает ее целиком на плечи дочери: теперь она должна влачить жалкое существование с отвратительным мужчиной, которого выбирает для нее король. Для нее такое решение является неожиданным в связи с отсутствием предварительной договоренности об ответственности дочери за не выбор жениха.

Послание данной части мужчине – отцу: ты можешь делать с дочерью что угодно, даже делать ее ответственной за решения, принятые тобой.

Послание дочери – нельзя быть опрометчивой и доверять отцу: он может предать и подставить в угоду собственному имиджу – с одной стороны. С другой – прямо выражать свои желания – крайне опрометчивый поступок. Если мужчина ставит перед выбором, то нужно выбрать из многих зол наименьшее, иначе он выберет худшее.

Часть вторая: замужняя нищая девушка пытается заработать на жизнь очень тяжелым для нее трудом:

У бывшей принцессы есть муж, который хронически недоволен ее умениями: они не дают денег. Он стабильно что-то да приносит домой, она – нерегулярно. Она не соответствует ему, как бы ни старалась. За что бы она не взялась – все валится из рук. Если хоть что-то у нее начинает получаться – вмешивается муж и все рушит, тем самым подтверждая ей, что она ни на что не способна. При этом злиться на мужа она не может: она не знает, что это – он. У принцессы нет даже шанса доказать самой себе, что она на что-то способна и на ее плечи ложится вина за их плачевное состояние. Тем более, она не догадывается, что обман гораздо глубже, чем она подозревала: муж – это не муж, а оскорбленный мстящий жених. Таким образом, ей остается только переживать собственную несостоятельность, нерадивость, никчемность, не находя себе никаких оправданий себе кроме злого рока.

Послания данного раздела для нее: сама по себе женщина ни на что не способна. Она не может обеспечить себя деньгами и работой. Мир чрезвычайно груб и жесток.

Но мы ведь помним, что это – сказка для «настоящих мальчиков». И вот тут послание более интересное: если тебя оскорбила женщина – ты можешь мстить: унижать, подрывать самооценку, лишать ее уверенности в себе всеми доступными способами.

И из этого послания мы плавно переходим к третьей части: принцесса оказалась более жизнелюбивой, самоуверенной и ресурсной, и вот тогда:

Она подвергается всеобщему унижению, на глазах у всех знакомых, которых только она могла представить. После того, как она не выдерживает этого финального унижения (теряется, хочет убежать, плачет), «муж» = оскорбленный жених – предлагает  повторно ей выйти за него замуж, а радостный отец ее благословляет. Принцессе остается только сделать «правильный» выбор. Про ее дальнейшую жизнь ничего не сообщается.

Таким образом, король – дроздобород получает полное удовлетворение: он удовлетворен тем, что получает в жены желанную женщину, а также тем, что его унижение смыто еще бОльшим ее унижением. Король – отец получает подтверждение собственной правильной отцовской позиции, при которой наказание дочери (отцовский произвол), в любой, даже самой извращенной его форме, ей идет только на пользу.

Послания из данной части для женщины: ты – игрушка, с тобой могут сделать все, что угодно, и выбора у тебя нет. Таким образом, мы получаем подтверждение послания части первой: если мужчина ставит перед выбором – нужно выбрать из того, что он предлагает, т. к. в результате ты все-равно придешь к тому, что предлагали, только в униженном, уничтоженном состоянии.

Послание для отца: отец всегда прав. Если отец не прав – смотри параграф первый.

Послание для оскорбленного мужчины, жаждущего «сатисфакции»: если женщина выдерживает все унижения, которым ты ее подверг – не останавливайся, унизь ее еще сильнее. И вот тогда, когда она сломается – ты можешь быть удовлетворен и сможешь поступить с ней так, как считаешь нужным.

Очень невеселая картина у меня получилась. Грустная, я бы сказала.

Взглянула я на эту сказку с другой стороны, так, как если бы она была напечатана в «книге для настоящих девочек». В чем же мораль?

В тестировании реальности. Проверяйте свои желания реальностью, милые дамы: если от Вас требуется красота – ищите красоту в окружающем. А если Вы хотите выйти на другой уровень, например, самореализации – готовьтесь прилагать усилия для достижения успеха вопреки всему, даже желаниям мужей.

И, когда перед Вами поставят выбор: привычное или интересно-необычное – хорошенько подумайте, прежде чем на что-то решиться, т. к.  интересно-необычное может оказаться достаточно сложным, а самое главное – вновь привести к привычному.

 

И к чему это я все расписала? В последнее время, по моим ощущениям, набрала силу тенденция к тщательному отбору классических сказок, которые взрослые читают детям. В основе такого отбора лежит, прежде всего, анализ произведения с теми установками, которые в нем «заложены» народной (или авторской) мыслью.

Так вот я – за то, чтоб сказки читались. Все. Вне зависимости от установок. И тогда дети, воспитанные на примере прекрасных родителей, подумав, могут разобраться с тем, какой именно образ жизни для них больше подходит: как в сказке или свой – собственный. Хотя названия сборников детских сказок, без сомнения, нуждаются в редакции формулировок.

Я вот прекрасно помню, что еще в детстве решила, что такой жених, как король – дроздобород, мне совершенно не подходит: я не хотела быть подверженной подобному жестокому унижению. Но и оскорблять лишний раз мне никого не хотелось тоже: так горько было представить себя на месте короля. До сих пор мой детский выбор меня не подвел. И у меня нет оснований предполагать, что современные дети наивнее и доверчивее, чем я и те, с кем я росла в своем советском прошлом.

Желаю Вам оптимистичного отношения к сказкам и истинного удовольствия от их прочтения.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!