Что делать, если ребенок не хочет заниматься?

Авторство

Товпеко (Фридман) Ольга Вячеславовна

Психолог
Город: Киев
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

Итак, если Вы столкнулись с тем, что ребенку не нравится заниматься или ему сложно, Вы можете действовать разными путями.

1) Временно отказаться от занятий с ребенком, «отпустить ситуацию». Многие родители поступают так в ожидании, что у ребенка самого проснется мотивация к занятиям, что рано или поздно он сам потянется к свету знаний.

Плюсы этой позиции. Безусловно, отпуская ситуацию, Вы испытываете больше комфорта и спокойствия, так как снимаете напряжение и с себя, и с ребенка. Вы даете себе время на переосмысление ситуации, а ребенку – забыть о старых неудачах. В некоторых случаях, когда трудности в занятиях связаны со случайными обстоятельствами, неподходящей атмосферой, напряженностью мамы или ребенка, такой подход может вполне оправдать себя.

Минусы этой позиции. Само по себе время не устраняет причины, которые лежат в основе неудач в занятиях. У детей, которым не нравится заниматься, как правило, что-то не получается или дается с трудом. Например, им сложно сконцентрировать внимание, выполнить какое-то задание или выдержать неудачи, когда колбаска не лепится, палочки не чертятся или рисунок не выходит. Поэтому откладывание занятий «на потом» само по себе не дает ребенку инструментов, как со всем этим справиться. В связи с этим ожидание того, когда ребенок сам захочет участвовать в развивающих играх, может затянуться надолго, ведь дети часто предпочитают то, что легче и приятнее, чем то, что тяжело и не получается. Именно поэтому так важно не откладывать «на потом» и показать ребенку, что заниматься на самом деле легко, приятно и интересно!

2) Начать заниматься с ребенком, чтобы преодолеть те трудности, которые мешают ему. Если необходимо, подобрать развивающую программу, которая подойдет именно для Вашего малыша, и ввести занятия в обычную жизнь.

Минусы этой позиции. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в занятиях, понадобится Ваше время, терпение и внимание. Иногда даже потребуется обратиться к специалисту – логопеду, педагогу или психологу. Все это создает некоторые неудобства и дополнительные хлопоты, которые могут показаться не столь важными, учитывая то, что «до школы еще далеко».

Плюсы этой позиции очевидны – решение проблемы может избавить от нее. Шаг за шагом помогая ребенку справляться с трудностями, Вы помогаете ему расти счастливым, компетентным (конечно же, по возрасту) и общительным. Более того, дети, которые получили хороший и приятный опыт занятий до школы, потом легче справляются со всеми испытаниями настоящей учебы.

Вероятно, теперь Вы уже определились, как Вам действовать – заниматься с ребенком или отложить это на время, начать помогать ему уже сейчас или довериться спонтанному течению ситуации.

Теперь же перейдем к самому ядру темы, которая ставит перед нами главный вопрос:

как помочь ребенку, если он не хочет заниматься?

  • В прошлой статье я немного рассказывала о том, как организовывать время и пространство занятий, а также о том, как их начинать. В двух словах напомню, что желательно с самого начала создать такое отношение к занятиям, как к любой другой обязательной части дня – прогулкам, еде или сну. Выделите постоянное время и с гордостью предложите ребенку поиграть вместе, ведь «сегодня Вы покажете малышу, как сделать что-то новое и важное».
  • Создайте пространство для занятий. Важно, чтобы место, где Вы занимаетесь, способствовало концентрации ребенка на игре и не провоцировало его отвлекаться на посторонние предметы. Желательно, чтобы в поле зрения была только та игра, в которую Вы будете играть сейчас. Все остальное – пластилин, бумагу, игрушки, если они Вам сейчас не нужны, отложите так, чтобы ребенок их не видел. 
  • Контролируйте временной лимит. Если ребенок не любит или не привык к занятиям, то первые из них должны длиться недолго – около 10-15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Впоследствии увеличивайте время до 20-30 минут, опять-таки по возрастным возможностям ребенка.
  • Постарайтесь подготовиться к занятию. Пусть это будет для начала две или три недлинных игры или вида деятельности. Для успеха занятий очень важно, чтобы то, чем Вы занимаетесь с ребенком, было интересно и Вам самим. Мамы, которые скучают во время занятий, навеют тоску и на малыша. Поэтому при выборе игр, опирайтесь не только на интерес малыша, но и на свой собственный!
  • Начинайте с самого любимого для ребенка занятия. Понаблюдайте за сыном или дочкой: во что он или она любит играть больше всего. Возможно, это домино, рисование солнышек или лепка снеговика. Начните с того, что ребенок будет делать охотно, ведь настрой ребенка во время занятия подчас намного более важен, чем качество результата. 
  • Используйте наглядные материалы. Не секрет, что все игры и занятия должны быть подобраны с учетом возраста и возможностей ребенка. А поскольку Ваш ребенок дошкольник, то все материалы должны быть красочными, четкими и понятными. Для более маленьких детей предпочтительны более крупные картинки и материалы, для детей постарше – можно использовать более мелкие и стилизованные изображения.
  • Оказывайте ребенку посильную помощь. Если ребенку что-то дается с трудом, он не знает, с чего начать или берется за дело не с того конца, тогда попробуйте помочь ему. Для этого часто достаточно разбивать задачу на самые простые действия и инструкции. Следите за ручками и глазами ребенка. Если он не может сконцентрироваться, попросите его посмотреть на рисунок, держать пальчик на странице. Если ребенок крутится, напомните ему, чтобы он сел «красиво». Если он берет сразу несколько карандашей, попросите его взять только один, а остальные положить, и так далее. Ведь часто порядок действий и «внутренний план» задачи у ребенка не сформирован, и только Ваши терпеливые и спокойные подсказки смогут направить ребенка в нужное русло. 
  • Не бойтесь повторения инструкции. Часто мамы смущаются повторять ребенку одно и то же, считая, что если он не делает, значит, не хочет. С другой стороны, посмотрите на Вашего ребенка непредвзято: действительно ли он не хочет сидеть, смотреть или подражать Вам? Или ему сложно удержаться и проконтролировать свои импульсы? Часто дети охотно делают то, что говорит мама. НО недолго! Подвижный и активный ребенок удерживает инструкцию в течение 1-2 минут, а затем снова перестает смотреть, сидеть или повторять. Не сердитесь на него и не опускайте руки – просто повторите просьбу еще раз: «Посмотри сюда и покажи мне пальчиком». Так ребенок учится тому, каково это – концентрировать внимание на задании. 
  • Подбадривайте ребенка! Во время игры малыш может столкнуться с неудачей – пазлы не складываются, штрихи выходят за контуры, а аппликация никуда не годится. Очень важно, чтобы в этот момент Вы были спокойны и не пугались вместе с ребенком. Покажите ему своим терпеливым видом, что ошибаться – это нормально, что в этом нет ничего страшного. Попросите ребенка попробовать еще или подскажите, как можно начать с другого места. Подбодрите его – ведь все получится, и он уже сделал много красивого и хорошего! Однако важно не переборщить, ведь успокаивая ребенка, Вы можете научить его, что «психуя», можно получить порцию Вашего тепла и ласки и отвлечь таким образом от дела. 
  • Ставьте низкую планку. Начиная систематические занятия, не ждите, что ребенок создаст аккуратную картинку или слепит идеальный цилиндр. Наоборот, его работы могут быть неаккуратными, а действия – ошибочными (если Вы, например, учите ребенка цифрам). Начинайте с простого и хвалите уже за элементарное – за внимание, старание и подражание. Если качество и количество страдают, тогда особенно важно привить ребенку любовь к занятиям, а не зациклить его внимание на неудачах. Если игры и занятия покажутся ребенку слишком простыми и скучными – он обязательно даст Вам об этом знать. Вы всегда сможете повысить или усложнить требования. 
  • Если ребенок не хочет повторять за вами или не воспринимает Ваши просьбы и инструкции – введите в игру любимую игрушку. Бывает, что слова мамы по тем или иным причинам воспринимаются ребенком в штыки. В таком случае можно предложить ребенку играть не с мамой, а с каким-то персонажем – это может быть сова, зайчик или клоун. Познакомьте игрушку с ребенком, и пусть уже она расскажет ребенку, во что они будут играть. Вы можете заинтриговать ребенка, спрятав игру в волшебный мешочек, который принесет сова и покажет малышу «секрет».
  • Если же ребенок не хочет повторять и за игрушкой - побуждайте его просто наблюдать. На первых порах важно сформировать само желание заниматься. Поэтому если ребенок никак не хочет повторять за совой или клоуном, тогда попросите его просто посмотреть, что игрушка будет делать. Играйте от имени игрушки и проговаривайте каждое действие. Возможно, в какой-то момент ребенок сам захочет присоединиться. Чем качественнее ребенок наблюдает за игрой, тем больше шансов подготовиться к самому подражанию.


     

Надеюсь, что эти несложные идеи помогут Вам наладить радость совместных занятий и игр с ребенком.

Однако это лишь общие рекомендации.

Если они не работают в Вашей конкретной ситуации, возможно, понадобится проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причины Ваших трудностей и способ их преодоления.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!