Онлайн консультация психолога

Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.

Подросток перестал слушаться/не хочет учится

Здравствуйте! Такая проблема: с недавнего времени подросток перестал слушаться, в школу идет только если "тянуть за руку", уроки делать тоже не хочет, даже небольшое домашнее задание вызывает конфликт. Что интересно - в основном не слушается только маму, доводит ее до истерики. Вопрос - почему именно так?

Ситуация такая... Ребенок слабослышащий, учится в спецшколе-интернате (5 дней в школе - 2 дома). Возможности каждый день возить домой нет (2 часа езды). В московской школе учится только второй год , поначалу было очень трудно, но потом вроде втянулся, сейчас второй год ребенок (13.5 лет) учится вроде без проблем. С начала этого учебного года началась какая-то ломка, ребенок начал капризничать ПО-ЛЮБЫМ просьбам, связанным с учебой либо кривляется, либо просто "не хочу", либо обижается (правда на что - не пойму). Отец ребенка - запойный алкоголик, ребенка не видел давно. Живем втроем - ребенок, мать и я - ее муж. Отношения в семье нормальные, неконфликтные. Ребенок обеспечен всем, чем нужно, просьбы почти всегда удовлетворяются, правда без фанатизма. Вопрос - почему он так доводит маму? На мои просьбы реагирует нормально, не с первого раза выполняет конечно, но со 2-3го уже делает. Над матерью просто издевается нет и все тут, надуется, упрется. Она кричит, ругается, ударит даже иногда, он ревет... И потом уже с пинка через 2 часа истерик и ругани идет делать уроки (которых всего-то на 20 минут работы). В школу просыпаться не хочет, хочет спать и играть(при этом рано не уложишь :)) Такая истерика каждый раз, когда надо делать уроки или ехать в школу. При том, что в школе отношения со сверстниками и учителями нормальные. За полгода с 5-4 сьехал полностью на 3-2, замечания в дневнике начались на плохое поведение, при этом его полностью это устраивает и не пытается что-либо изменить. Хочется, чтобы ребенок развивался (говорит плохо из-за проблем со слухом, картавит) нужно ему много читать, желательно вслух, а как его заставишь, если за уроки на полчаса усадить уже нереально, только компьютер, телевизор и игрушки. Я думаю это не может быть связано с ревностью к маме и с нехваткой ее внимания, учитывая, что она очень много времени проводит на работе? И что делать в итоге?

Ответы психологов: 
  • Конопий Наталья Ивановна

    Психолог
    Город: Москва
    Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, супервизор
    Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

     

    Разобраться в сложившейся ситуацией в вашей семье не так просто. Во - первых есть история жизни вашей семьи и отношений складывающихся в ней до того как мальчик стал младшим подростком, до того как ребенок  стал учиться в школе-интернате, а это очень важный момент что бы понять что изменилось в семье за последний период.

    Вы пишите, что внимания ребенку должно хватать, учитывая тот факт, что он 5 дней находится в школе, а 2 дома, причем как я понимаю, мама ребенка много внимания уделяет работе. Здесь действительно важны приоритеты.

     

    Мне хочется немного объяснить вам о том, что такого особенного может происходить с вашим сыном.

     

    Действительно в этот период ребенок из  такого вам знакомого и понятного вдруг превращается в упрямого и дерзкого.

     На самом деле подросток испытывает много противоречивых чувств и состояний

    Во- первых меняется физиология, происходит изменение тела, появляется  неловкости в движениях, нужно время, чтобы приспособиться к своему новому телу. Развитие внутренних органов не поспевает за ростом костно-мышечной системы, отсюда - повышенная утомляемость, перепады давления гормональные всплески ведут к бурному проявлению эмоций. Очень нестабильна психика. Вы пишите, что часты истерики, связанные с поездкой в школу. Остается так же открытым вопрос, а как действительно у него складываются отношения в школе? Хотя на Ваш взгляд у него все хорошо.

    Во-вторых,  происходит «перестройка»  не только организма, но и личности.  В подростковом возрасте многие  стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. В их характере могут уживаться безапелляционность в суждениях и неуверенность, развязность и застенчивость, ласковость и жестокость. Порой они не могут объяснить своих поступков.

     

    К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ребёнка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с открытым сопротивлением и отчуждённостью , родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. И как следствие – опасное отдаление, растущее непонимание и потеря близких и доброжелательных отношений.

    На мой взгляд, самое важное для родителей в этот сложный, но проходящий период – непотерять контакт с ребёнком, не разрушить доверительных отношений. А для этогов первую очередь нам, взрослым, надо запастись терпением.

    При выстраивании отношений важно опираться на особенности подросткового возраста иосновные потребности детей.

    Несмотря на внешнюю замкнутость и отчуждённость «повзрослевший ребёнок» особенно легко раним, и остро нуждается в тёплом сочувствии без критики и нравоучений. Подростку необходимо поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему сложно начать столь близкое общение. «Иногда хочется поговорить с мамой. Жду её. А когда она приходит и говорит со мной, то – раздражает своими вечными советами».

    Особенно необходимо учитывать тот факт, что ребенок большую часть времени проводит в школе- интернате, а значит испытывает недостаток в возможности делиться своими переживаниями с родителями, особенно с мамой.

    По-настоящему интересоваться их жизнью, не читать нравоучения, а обсуждать волнующие подростков вопросы. Хорошо, когда родителям удаётся статьнастоящими друзьями своим взрослеющим детям, это  залог вашего будущего взаимопонимания. 

     

    Ещё один ключевой момент - это  признание его права принимать собственные решения относительно своих интересов, друзей, времяпрепровождения, а также иметь свои тайны и свою личную жизнь. Родители не должны нарушать права личности своего ребёнка.

    Тяжелее всегодаётся понимание того, что невозможно  вырастить человека,ответственного за свои поступки, и при этом не давать ему испытать на себе, что же такое настоящая ответственность. Человек не может стать самостоятельным, пока не набьёт себе шишек, и  САМ! – не научится разрешать свои проблемы. Поэтому иногда приходится «закрывать глаза» и позволять ребёнку совершить ошибку.

    Все мы были подростками. Вряд ли понимали, как непросто было тогда нашим родителям с нами. Вспомните свои собственные чувства, мысли и переживания в этот нелегкий период взросления, на это вы можете опираться когда вам тяжело понимать сына.

    В той или иной степени описанный процесс происходит в каждой семье, и это надо принять как неизбежность.  Во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием или перерастёт в совместное развитие отношений на новой ступени – во многом зависит от Вас.

    С уважением Наталья Конопий

Проблемная область: 
Дети от 7 до 16

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!