Онлайн консультация психолога

Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.

дочь 14 лет

Как заинтересовать подростка в своей дальнейшей жизни?

Всем добрый день! Возможно, сам мой вопрос задан не совсем корректно, но суть вот в чем. Моей дочери 14 лет. В связи с переездом, поменяли школу, теперь учится в той, куда ходила и я. Бывшая моя классная учительница, в этой школе зам.директора, она меня хорошо знает, и я спокойна, что в этой школе к ней отношение учителей такое же как ко всем. Перед этой школой, дочь училась в гимназии, где нам не повезло с классным руководителем- мы с мужем не богатые люди, не давали взяток, не подлизывались к учителям и т.д., в общем ребенку было не очень хорошо, в школу она ходить не хотела, учительница говорила, что у моей дочери проблемы с учебой, почерком и т.д. Я даже нанимала репетитора- учителя с соседней школы, который меня успокоил, что мой ребенок самый обычный, просто наше место в гимназии очень кому-то нужно. В конце концов, жизнь сложилась так, что мы живем в другом месте, и школа другая. Но, как я не стараюсь, в учебе все плохо. Я каждый день проверяю домашнее задание, нашла сайт с видеоуроками, заставляю ее их просматривать, (и в самом деле, эти уроки по нашим учебникам все темы те же). Алгебру и геометрию она сама прекрасно понимает (спасибо видеоурокам), то что не понятно, я стараюсь объяснить сама, все темы прохожу с ней, НО в школе одни тройки!!!!!! Сидит решает дома- все правильно, я проверяла, думала может списывает с решебника- даю ей любое задание сама, она при мне легко решает, а за контрольные- тройки!!!! Ладно русский язык, он ей тяжело дается я ее не мучаю, (про английский вообще молчу- даже не проверяю), но история, география, биология, физика, химия- она читает параграф, просматривает видеоуроки, мы рисуем всевозможные газеты в школу- и все равно тройки, тройки, тройки!!! Друзей в школе нет, есть одна девочка, но очень болезненная в школе почти не бывает, с другими отношения нормальные, но не близкие. Учительница на собрании ее хвалит как активного участника всех мероприятий (школьные соревнования, выступления (она у меня поет) и т.д.) Но, она даже гулять не ходит! Не читает, не рисует, изредка вяжет (просто какое-то вязание крючком, не носок, не свитерок, разную непонятную вязанину, пыталась заинтересовать этим вязанием, и в интернете показывала примеры, и бабушка диск и книгу купила- нет, говорит: хочу вязать как сама хочу, а потом и забросила) Пыталась ее заинтересовать рисованием -нет не хочу. Недели две просидела в однокласниках-потом бросила, пыталась хоть чему-то научить ее в фотошопе (сама умею) показывала, что она может фотки свои и знакомых переделывать, а может и в дальнейшем навык пригодится-нет не буду, и т.д. Только я из дома- бегом за комп, и целый день смотрит аниме, или на ютубе прохождение какой-нибудь игры игроком, изредка играет сама. Песни слушает из японского аниме, ищет их перевод на русском, постоянно поет. Из русской попсы, той что нравиться молодежи, почти ничего не выбирает. На внешний вид особого внимания не обращает, хотя все девочки вокруг красят ногти, носят украшения и т.д. Нет, конечно она просит ей купить разные безделушки, у нее их целая шкатулка, и вещи красивые, но, ничего почти не носит, даже золото, так, джинсы и водолазка. Серьги очень редко, ногти не хочет ни в какую накрасить. Пробовала ее привлечь к турпоходам- палатки, костры-увы нет. Правда недавно записала ее на сольное пение, (после ее высказываний, что ее я должна была с детства отдать в муз.школу) уже 3 месяца ездит с удовольствием.
Пожалуйста, посоветуйте, как направить ее внимание на себя? В школе нам осталось учится год (10-11 классы не потянет учится), скоро куда-то поступать надо, а она вообще домашняя как ребенок, интелекта минимум, желания развиваться ноль. Пока ей не укажешь, что надо делать то-то, будет сидеть! Как же дальше? Я не могу и не хочу и дальше заставлять ее что-то делать силком, она же взрослеть уже должна! Мой приход домой с работы начинается с напоминаний- уроки, уборка за котиком и т.д. и так весь вечер каждый день. Как мне заинтересовать ее чем то серьезным и задуматься о том, что будет дальше, (не говорю уже про детские интересы-рисование, вязание и т.д.)?

Ответы психологов: 
  • Ершова Екатерина Витальевна

    Город: Иваново
    Виды деятельности: психолог-консультант
    Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ, клиент-центрированная психотерапия

    Иногда приходится удивляться, как у таких колоритных натур, развитых и имеющих разносторонние увлечения, вырастают пассивные дети. Похоже, что у неё есть Вы - и, как за солнцем не видно звёзд, она за вами не видит больше ничего интересного в жизни. Но, как говорится, каждому своё. Вы ей на выбор, кажется всё уже предлагали - с музыкой вроде получилось (лучше поздно, чем никогда).   А не предлагали ли вы своей дочери ещё подружиться с мальчиком? По моим представлениям, когда у девочки есть нормальные отношения с парнем, она вам не только ногти, она и волосы покрасит, если её свой цвет не устраивает, и просьбами о нарядах успеет замучить... Золото и бриланты должны носить дамы почтенного возраста, особенно фамильные, девочкам покупают бижутерию, подчёркивающую их индивидуальность или стиль. А если  Ваша дочка выйдет замуж, то не только вязать, но и шить и вкусно готовить научится. Если, конечно, захочет. Вы с нетерпением ждёте, когда дочь повзрослеет и станет самостоятельной. Поэтому Вам небольшой совет:  дочь всегда надеется на поддержку матери, и для неё лучше, когда ваша близость зависит от её потребности в общении с мамой.  

  • Здравствуйте! Соглашусь с предыдущим ответом коллеги. Только я еще хочу предложить вам найти мужчину и себе. Ваша дочь - это уникальная личность, живой разумный самостоятельный человек. В вашем же сообщении я читаю, что вы как будто хотите из нее сделать кого-то, похожего на вас. Ведь вы предлагаете ей то, что интересно вам. Хотя, это лишь мое восприятие. А что вам мешает принять то, что у вашей дочери тройки? Что она не гуляет и не красится? Кого на самом деле вы видите в вашей дочери? Даете ли вы ей право выбора жить той жизнью, и заниматься тем, что ЕЙ нравится? На мой взгляд, за вашим контролем и повышенным интересом к судьбе дочери скрывается другая тема. Мы не имеем ни физического, ни морального права менять другого человека, да и это невозможно. Но вы можете поработать над темой своих чувств и своего поведения в этих отношениях, чтобы они более гармоничными. Рекомендую обратиться к специалисту очно, а потом, возможно, и вместе с дочерью, мне кажется, вы можете открыть для себя много нового. Желаю счастья вам, вашей семье, и разрешения этой ситуации благоприятным для всех образом! С уважением.

  • Терёхина Юлия Александровна

    Психолог
    Город: Пермь
    Виды деятельности: психолог-консультант
    Специализация в психологических подходах и направлениях: поведенческая психотерапия, когнитивная терапия, прочие подходы и методы

    Добрый день!

    Человек взрослеет тогда, когда он начинает нести ответственность хоть за что-нибудь, пусть даже начиная с малого. Как видно из Вашего рассказа - любое желание или заинтересованность ребенка тут же подхватывается Вами (и даже бабушка принимает участие) и девочке просто не остается места для личного пространства и для проявления своего Я, своего творчества и своей деятельности. Очень сложно заниматься даже любимым делом под таким "натиском" пусть даже самых любимых и близких людей. И что касается учебы – очень похоже из описания, что ребенок не несет сам за нее ни малейшей ответственности и тем более не видит мотивации, учится даже больше мама, нежели ребенок. Об этом говорит даже то, что при Вас она успешно справляется с заданиями, а самостоятельно (на контрольных) – результата нет. А Вы, к счастью или к сожалению, не можете быть с ней ежеминутно. И даже больше – мы не можем прожить жизнь за собственных детей. И это нужно осознать и принять. Понятно, что такая поддержка с Вашей стороны только из самых лучших побуждений и переживание Ваше понятно за будущее дочери. А сила воли и индивидуальность, кстати, несмотря на все Ваши попытки, у ребенка остается еще огромной. Это видно по тому, что она до сих пор остается самой собой (не красит КАК ВСЕ ногти, не гуляет КАК ВСЕ), пытается с помощью аниме защитить свое Я (видимо это одна из немногих областей, которая пока Вам недоступна). И вот здесь Вам необходимо расставить приоритеты, для этого потребуется все Ваше огромное мужество и желание помочь дочери. Но только несколько иным способом, чем это делалось ранее. И это труд, и он того стоит. Обратите внимание, пожалуйста, на статью «Ответственность. Принять или передать?». Там как раз рассматривается на примере подобный случай с подростком. Также Вы найдете там необходимые упражнения, которые можно провести как самостоятельно, так и при поддержке психолога. Ссылка на статью:

    http://www.chelpsy.ru/articles/otvetstvennost-prinyat-ili-peredat

    Далее настоятельно рекомендую Вам книгу: Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток». Её могу выслать Вам в электронном виде (пришлите письмо-запрос мне на электронный адрес: genrich30@mail.ru).

    Выбор за Вами.

    С наилучшими пожеланиями Вам и Вашей семье,

    с уважением,

    Терёхина Юлия Александровна

Проблемная область: 
Дети от 7 до 16

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!