Публичная лекция «Моя педагогическая философия»

Авторство

Здравствуйте уважаемые коллеги, гости сайта!

Совсем недавно в городе Челябинске прошел конкурс «Педагог-2007». Переживания, хлопоты, бессонные ночи, напряжение уже позади. А что осталось?

Остался опыт, и он разный. Самое ценное в этом опыте - это возможность сказать о школе сегодня, о своем месте, позиции, чувствах и смысле, о которых не так часто говорят в учительской… а больше молчат.

Несомненно, конкурс нужный. Он высвечивает все то, что происходит в школе. Обозначает разные, порой противоположные позиции по отношению к детям, собственному труду. Нет истины, есть наш выбор: ребенок или предмет, любовь или контроль, развитие или единый государственный экзамен, сотрудничество или насилие, культура или безликость, серость, страх или свобода. В школе, как и в жизни, может присутствовать все многообразие. Мы несем ответственность за осознанность своего выбора. Выбирать что-то одно - это слишком просто, мы уже это проходили – и это граничит с нетерпимостью. Школа - не плоскость, а пространство для вопросов, на которые мы ищем ответы.

Ниже предлагаем Вам публичную лекцию участницы конкурса Разумковой Натальи Викторовны, учителя МОУ №94. Нам важно услышать ваше мнение о тех идеях, мыслях, которые звучат в лекции.

Черданцева Елена Павловна
Сыркина Елена Георгиевна

Публичная лекция «Моя педагогическая философия»

Как звучит лунный свет?
Как звучит солнечный свет?
Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?

Чем бы ты предпочел быть:
идущей рукой
поющей ногой
бегущей головой?

Вы нашли внутри себя ответы на эти вопросы?
А вообще есть ли они?

Может, есть такие вопросы, на которые нет ответов, но важно, что мы их ищем.

Я задала себе вопрос: Какой я хочу видеть школу, каким я хочу видеть наше будущее?
Я хочу найти ответ на этот вопрос.

Самое главное для меня, чтобы мои ученики выросли способными к любви, интеллигентными, образованными... Чтобы в ребенке проросло человеческое, светлое, доброе.
Вы скажете: «Это действительно важно. Идеи не новы. Да как это сделать?»
А я отвечу: «Передать можно лишь то, чем владеешь сам, иначе ничего не получится».

Что же для меня лично значат эти важные и такие необходимые в наше время слова – Любовь. Интеллигентность. ОБРАЗование. Что в моем представлении стоит за этими словами?
Начну, пожалуй, с любви. Ведь именно с нее всегда все начинается. Что такое любовь?

В Новом завете сказано:
«Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»

На мой взгляд, ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

А когда силы заканчиваются, я напоминаю себе:

  • Это дети.
  • Они ведут себя так же как любые дети на свете.
  • Да, в ребячьих выходках есть немало неприятного, и даже противного
  • Но, если детей любить, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и, возможно, откажутся от своих дурных привычек
  • А если же детей любить только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением, выполняют требования и соответствуют ожиданиям, то они не будут чувствовать, что их искренне любят. Их будет преследовать неуверенность.

Любовь – это доверие, искренность. Только в такой атмосфере можно учить выбирать, а не выживать. Любовь дарит нам разнообразие эмоций и радость удивления.
Любовь как явление культуры, как тип отношений между людьми, в ситуации насилия отсутствует.
Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания и манипулирования.
В ситуации насилия невозможно взрастить интеллигентного человека.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это человеческое отношение к миру , людям.
Я думаю, что интеллигентность – это умение уважительно спорить, незаметно помочь другому.
Интеллигентный человек – это образованный человек, но не только.
Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна так, как опасен интеллект без совести.
Быть поводырем у слепого – легко, сложнее идти рядом со зрячим. Необходимо учитывать его видение, его картину мира, его образы.

Что такое ОБРАЗование?

Для меня ОБРАЗовование и ПРЕ-ОБРАЗование не только однокоренные слова. Почему?
Постараюсь объяснить.
Можно всю жизнь прожить, соответствуя ожиданиям других. При этом подниматься по служебной лестнице, выполняя приказы и инструкции. Только это будет не твоя, а другая жизнь.
А чем плохо? Во-первых, безопасно, во-вторых, всегда найдется тот, кто виноват. Но есть и другое мнение.

Человек всегда выбираем между свободой и безопасностью. Когда свобода начинает вызывать опасения, то передача ее лидеру в обмен на безопасность кажется нам удачной сделкой.
Человек готов пожертвовать свободой во имя иллюзии безопасности. Многих свобода не устраивает из-за ее нерегламентированности, персональной ответственности, из-за необходимости проявлять инициативу, а не подчиняться и ждать.

Наша массовая школа, к сожалению, продолжает пока оставаться школой трех «П» (послушание, подражание, память), а мне бы хотелось, чтоб в ней звучало больше открытых вопросов, чем готовых ответов.

Свобода жить, преобразуя мир и себя, всегда связана с риском.
Учить значит, прежде всего, позВОЛЯть учиться.
Ведь лучший учитель у человека – он сам, чем раньше он это поймет, тем меньше остальным достанется.
И я учусь, учусь у Экзюпери, который не был педагогом, а был интеллигентным человеком. Он писал:
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».

Как звучит лунный свет?
Как звучит солнечный свет?
Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?

Чем бы ты предпочел быть:
идущей рукой
- поющей ногой
- бегущей головой?

Я ищу ответы. А ВЫ?

Комментарии

Поделитесь опытом...

Очень правильная лекция. С каждым словом согласна.
Кое - что для себя взяла. Но, очень жаль, что психологическая служба в нашем регионе пока на низком уровне. В школах педагог-психолог - лицо второго плана после учителя, поэтому требования к учащимся остаются еще с советских времен - старой формации. Мы все говорим о мадернизации в образовании, о новых передовых технологиях, а на деле перестроить свое отношение к школе, ученику пока не получается. Мы навязываем ребятам обучение, а не позволяем учиться, а как хотелось бы вызвать желание у ребенка, подростка учиться.
Прошу совета - как повысить учебную мотивацию школьника?
Поделитесь, пожалуйста, опытом.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!