Психоаналитическая терапия детей и подростков – интеграция классического и юнгианского психоанализа.(165 час.)

Город:
Компания-организатор: 
Высшая школа психологии(Институт)

С 23 октября 2012 г.

 

Автор курса и ведущая – Ломтева Татьяна Александровна, юнгианский детский аналитик, имеющий большой опыт практической работы с детьми и преподавания студентам.

 Курс рассчитан на психологов, студентов психологических вузов, педагогов- психологов.

 Знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, вы сможете использовать как в психотерапевтической работе, так и в аналитически ориентированном консультировании : по вопросам развития детей и подростков - в норме и с отклонениями от нее, по проблемам детско-родительских отношений, взаимоотношений детей со сверстниками и  взрослыми и пр..
Изучение теоретической базы детского психоанализа, подробное рассмотрение различных сложностей в работе с детьми и подростками и выработка навыка осознанного выбора стратегии своего профессионального поведения помогут вам укрепить свою профессиональную  идентичность и дадут уверенность в практической работе с детьми.

 

Слушателям, еще не начавшим практическую работу, может быть предоставлена такая возможность на базе центров, сотрудничающих с нашим институтом.

Количество часов на изучение той или иной темы будет зависеть от уровня подготовленности и практических интересов слушателей курса.

В программу курса входят групповые супервизии (обсуждение с практикующими слушателями  их  опыта работы с клиентами), семинары, анализ клиентских случаев (из опыта ведущей), практические упражнения.

 

Темы курса:

  1. Начало психоаналитической работы с детьми.

Оценка запроса и выбор соответствующего вида психоаналитической помощи детям и их родителям: 

психоанализ с ребенком, психоаналитическая психотерапия,

 краткосрочная психотерапия, психоаналитически ориентированное консультирование, психотерапия детско-родительских отношений.

 Психоаналитический сеттинг при работе с детьми.

 Психотерапевтический контракт и разъяснение особенностей аналитической работы для маленьких пациентов и их родителей. 

Этический кодекс детского аналитика. 

Оборудование кабинета детского психоаналитика.

  1. Базовые психоаналитические концепции и их клиническое применение.

Рассмотрение концепций Д. Винникота, М. Кляйн, М.Малер, У. Биона, Дж. Боулби, А.Фрейд.

 Их значение для понимания проблем ребенка, особенностей детско-родительских отношений и психотерапевтических отношений ребенка с аналитиком.

  1. Юнгианский подход к проблемам детства.

Взгляды Юнга на анализ маленьких пациентов. Концепция развития Эго - Э.Нойманна. 

Теория первичной самости М. Фордхама. Коцепция развития оси «Эго-Самость»  Э. Эдингера. 

Анализ клиентских случаев с точки зрения различных концепций (семинар).

  1. Возможные направления детской психоаналитической терапии: корректирующий эмоциональный опыт, пространство для самораскрытия, активизация творческого потенциала, расширение и усиление Эго. Позиции психоаналитика в процессе психотерапии ребенка: директивная, недирективная, смешанная. Реализация аналитиком материнского и отцовского подхода в терапии.
  2. Основные формы аналитических интервенций:  кларификация,  конфронтация, интерпретация (ее виды), проработка и реконструкция.  Целесообразность их применения.

Анализ текста аналитической сессии (семинар).

  1. Особенности динамики переноса/контрпереноса в аналитической работе с детьми и их родителями. Виды переноса и контрпереноса. Феномен трехстороннего переноса.
  2. Построение отношений детского аналитика с родителями пациента. Типичные проблемы: недоверие, зависть, ревность, вступление в конкурентные отношения и пр.
  3. Методы психоаналитической терапии, используемые с детьми.

- Применение рисунка и поделок из пластилина  и глины: в диагностических целях, для установления контакта, как метод психотерапевтического воздействия (выражение чувств, формирование Эго-дистонной позиции по отношению к проблеме, юнгианский метод системного рисования и др.). Выбор материала для творчества как метафора состояния пациента.

- Диагностические возможности техники коллажа и инициальной песочницы: анализ стиля исполнения, структуры пространства, видов образов. Применение метода амплификаций к анализу образов. Уровни анализа символов: личный, культурный и архетипический.

- Основы использования песочницы для юнгианской психотерапии детей: концептуальные основы юнгианской песочной психотерапии, проведение Sandplay-сессии, анализ динамики образов и структуры пространства песочницы.

- Использование сказок и историй в психоаналитической терапии: сочинение клиентом своей сказки, применение готовых психокоррекционных и психотерапевтических сказок и историй, анализ любимых сказок.

- Игровые методы в работе детского аналитика. Анализ игр ребенка дома и в кабинете аналитика: выбор объектов для игр, анализ сюжета, стиля игры, особенностей взаимодействия со взрослым в процессе игровой деятельности. Символическое приравнивание и проявление символической функции  в играх и фантазиях.

- Анализ снов и фантазий ребенка в процессе психотерапии.

9. Психоаналитический подход к работе с типичными проблемами детства и подросткового возраста. Концепции детских  неврозов.

- Тревога и страхи в разные возрастные периоды

- Трудности сепарации

- Агрессивность у детей и подростков

- Переживание детьми потери значимого объекта.

- Психосоматические проблемы у детей и подростков.

- Депрессия у детей и подростков.

- Проблемы в общении

- Школьная неуспешность

- Проблемы сексуального развития

- Проблемы с едой у детей

10. Подготовка ребенка к перерывам и к завершению психотерапии.

 Цели лекционных и семинарских занятий:

 1)      Ознакомить слушателей с теоретической основой и методологической базой детской аналитической психотерапии.

2)      Способствовать укреплению профессиональной идентичности участников, их уверенности в своих действиях.

3)      Вырабатывать у слушателей умение применять на практике знание психоаналитических концепций, способности обосновать выбор той или иной профессиональной позиции или действия в работе с конкретным ребенком.

 

Так как процесс психотерапии и опору на активизацию переноса/контрпереноса трудно понять  посредством только лекций и семинаров, в данный обучающий курс введена такая традиционная для психоаналитиков форма повышения квалификации, как супервизия.

Цели супервизионных занятий:

  1. Дать возможность всем участникам приобрести опыт групповых психоаналитических супервизий (увидеть отражение в групповом обсуждении специфики терапевтических отношений с клиентом, процесса терапии, динамики межличностных и внутриличностных  конфликтов клиента) и иметь  возможность оценить преимущества и недостатки этой формы оказания профессиональной поддержки психотерапевту.
  2. Помочь супервизируемым акцентировать внимание на цели и направлении своей работы с ребенком или родителем, формировать осознанный подход к стратегии и тактике проводимой аналитической работы, расширить понимание проблем клиента и возможностей использования психотерапевтических методов.
  3. Повышать качество аналитической работы студентов с их клиентами, стимулировать их желание соответствовать этическим нормам и профессиональным стандартам психоаналитической практики.
  4. Развивать профессиональную рефлексию работающих специалистов-психологов: осознание своих сильных и слабых сторон (как психоаналитика), личностных установок, влияющих на эффективность работы с клиентами, границ профессиональной компетентности, особенностей выстраиваемых с клиентами отношений и пр.
  5.  Создать для участников супервизии пространство, способствующее их  профессиональному росту, эффективному обмену практическим опытом и теоретическими идеями, максимально использующее личностный и профессиональный потенциал каждого участника.

 

 Формат обучения: по вторникам с  23 октября 2012 г.  по май 2013 .г с 17.00 до 21.00 .

 Итого 33 занятия по 5 ак часов каждое.

Стоимость обучения:       42 500 руб. Оплата производиться в 3 этапа.

 По окончанию обучения выдается Свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

 

Телефон для справок:  8-968-843-74-71 

 e-mail: vshp1990@yandex.ru

Стоимость: 

42500 руб.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!