Психоаналитическая терапия детей и подростков – интеграция классического и юнгианского психоанализа.(165 час.)
С 23 октября 2012 г.
Автор курса и ведущая – Ломтева Татьяна Александровна, юнгианский детский аналитик, имеющий большой опыт практической работы с детьми и преподавания студентам.
Курс рассчитан на психологов, студентов психологических вузов, педагогов- психологов.
Знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, вы сможете использовать как в психотерапевтической работе, так и в аналитически ориентированном консультировании : по вопросам развития детей и подростков - в норме и с отклонениями от нее, по проблемам детско-родительских отношений, взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми и пр..
Слушателям, еще не начавшим практическую работу, может быть предоставлена такая возможность на базе центров, сотрудничающих с нашим институтом.
Количество часов на изучение той или иной темы будет зависеть от уровня подготовленности и практических интересов слушателей курса.
В программу курса входят групповые супервизии (обсуждение с практикующими слушателями их опыта работы с клиентами), семинары, анализ клиентских случаев (из опыта ведущей), практические упражнения.
Темы курса:
- Начало психоаналитической работы с детьми.
Оценка запроса и выбор соответствующего вида психоаналитической помощи детям и их родителям:
психоанализ с ребенком, психоаналитическая психотерапия,
краткосрочная психотерапия, психоаналитически ориентированное консультирование, психотерапия детско-родительских отношений.
Психоаналитический сеттинг при работе с детьми.
Психотерапевтический контракт и разъяснение особенностей аналитической работы для маленьких пациентов и их родителей.
Этический кодекс детского аналитика.
Оборудование кабинета детского психоаналитика.
- Базовые психоаналитические концепции и их клиническое применение.
Рассмотрение концепций Д. Винникота, М. Кляйн, М.Малер, У. Биона, Дж. Боулби, А.Фрейд.
Их значение для понимания проблем ребенка, особенностей детско-родительских отношений и психотерапевтических отношений ребенка с аналитиком.
- Юнгианский подход к проблемам детства.
Взгляды Юнга на анализ маленьких пациентов. Концепция развития Эго - Э.Нойманна.
Теория первичной самости М. Фордхама. Коцепция развития оси «Эго-Самость» Э. Эдингера.
Анализ клиентских случаев с точки зрения различных концепций (семинар).
- Возможные направления детской психоаналитической терапии: корректирующий эмоциональный опыт, пространство для самораскрытия, активизация творческого потенциала, расширение и усиление Эго. Позиции психоаналитика в процессе психотерапии ребенка: директивная, недирективная, смешанная. Реализация аналитиком материнского и отцовского подхода в терапии.
- Основные формы аналитических интервенций: кларификация, конфронтация, интерпретация (ее виды), проработка и реконструкция. Целесообразность их применения.
Анализ текста аналитической сессии (семинар).
- Особенности динамики переноса/контрпереноса в аналитической работе с детьми и их родителями. Виды переноса и контрпереноса. Феномен трехстороннего переноса.
- Построение отношений детского аналитика с родителями пациента. Типичные проблемы: недоверие, зависть, ревность, вступление в конкурентные отношения и пр.
- Методы психоаналитической терапии, используемые с детьми.
- Применение рисунка и поделок из пластилина и глины: в диагностических целях, для установления контакта, как метод психотерапевтического воздействия (выражение чувств, формирование Эго-дистонной позиции по отношению к проблеме, юнгианский метод системного рисования и др.). Выбор материала для творчества как метафора состояния пациента.
- Диагностические возможности техники коллажа и инициальной песочницы: анализ стиля исполнения, структуры пространства, видов образов. Применение метода амплификаций к анализу образов. Уровни анализа символов: личный, культурный и архетипический.
- Основы использования песочницы для юнгианской психотерапии детей: концептуальные основы юнгианской песочной психотерапии, проведение Sandplay-сессии, анализ динамики образов и структуры пространства песочницы.
- Использование сказок и историй в психоаналитической терапии: сочинение клиентом своей сказки, применение готовых психокоррекционных и психотерапевтических сказок и историй, анализ любимых сказок.
- Игровые методы в работе детского аналитика. Анализ игр ребенка дома и в кабинете аналитика: выбор объектов для игр, анализ сюжета, стиля игры, особенностей взаимодействия со взрослым в процессе игровой деятельности. Символическое приравнивание и проявление символической функции в играх и фантазиях.
- Анализ снов и фантазий ребенка в процессе психотерапии.
9. Психоаналитический подход к работе с типичными проблемами детства и подросткового возраста. Концепции детских неврозов.
- Тревога и страхи в разные возрастные периоды
- Трудности сепарации
- Агрессивность у детей и подростков
- Переживание детьми потери значимого объекта.
- Психосоматические проблемы у детей и подростков.
- Депрессия у детей и подростков.
- Проблемы в общении
- Школьная неуспешность
- Проблемы сексуального развития
- Проблемы с едой у детей
10. Подготовка ребенка к перерывам и к завершению психотерапии.
Цели лекционных и семинарских занятий:
1) Ознакомить слушателей с теоретической основой и методологической базой детской аналитической психотерапии.
2) Способствовать укреплению профессиональной идентичности участников, их уверенности в своих действиях.
3) Вырабатывать у слушателей умение применять на практике знание психоаналитических концепций, способности обосновать выбор той или иной профессиональной позиции или действия в работе с конкретным ребенком.
Так как процесс психотерапии и опору на активизацию переноса/контрпереноса трудно понять посредством только лекций и семинаров, в данный обучающий курс введена такая традиционная для психоаналитиков форма повышения квалификации, как супервизия.
Цели супервизионных занятий:
- Дать возможность всем участникам приобрести опыт групповых психоаналитических супервизий (увидеть отражение в групповом обсуждении специфики терапевтических отношений с клиентом, процесса терапии, динамики межличностных и внутриличностных конфликтов клиента) и иметь возможность оценить преимущества и недостатки этой формы оказания профессиональной поддержки психотерапевту.
- Помочь супервизируемым акцентировать внимание на цели и направлении своей работы с ребенком или родителем, формировать осознанный подход к стратегии и тактике проводимой аналитической работы, расширить понимание проблем клиента и возможностей использования психотерапевтических методов.
- Повышать качество аналитической работы студентов с их клиентами, стимулировать их желание соответствовать этическим нормам и профессиональным стандартам психоаналитической практики.
- Развивать профессиональную рефлексию работающих специалистов-психологов: осознание своих сильных и слабых сторон (как психоаналитика), личностных установок, влияющих на эффективность работы с клиентами, границ профессиональной компетентности, особенностей выстраиваемых с клиентами отношений и пр.
- Создать для участников супервизии пространство, способствующее их профессиональному росту, эффективному обмену практическим опытом и теоретическими идеями, максимально использующее личностный и профессиональный потенциал каждого участника.
Формат обучения: по вторникам с 23 октября 2012 г. по май 2013 .г с 17.00 до 21.00 .
Итого 33 занятия по 5 ак часов каждое.
Стоимость обучения: 42 500 руб. Оплата производиться в 3 этапа.
По окончанию обучения выдается Свидетельство о повышении квалификации установленного образца.
Телефон для справок: 8-968-843-74-71
e-mail: vshp1990@yandex.ru
42500 руб.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!