Мини-тренинг" Способы взаимодействия с агрессивными учениками"
Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.
Задачи: 1.Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. 2.Развивать способности к пониманию других. 3.Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений. 4.Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций. 5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты. 6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.
Материал:
•Анкета» Критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков» •Анкета» Критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста» М. Алворда, Э. Фрома. •Клубок ниток для игровых упражнений. •Таблица: Проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере.
Начнем нашу встречу с игры Игра: « Волшебный клубок» Цель игры: Формирование чувства близости с другими людьми. Ход игры: Сидя или стоя по кругу, передается клубок ниток, сопровождая высказываниями о том, что каждый чувствует сейчас и передаем клубок ниток следующему участнику, при этом разматывая клубок и оставляя у себя нить. Игра: « Ласковые руки - добрый взгляд-приятная улыбка» Ход игры: Давайте каждому доставим хотя бы минуточку доброты, чуточку внимания. Сматывая клубок, передаем его следующему, затем кладем ему руки на плечи, смотрим в глаза и улыбаемся. И так по кругу.
Тема нашей встречи: Способы взаимодействия с трудными учениками». Рефлексия: Вспомните, чем занимались на прошлом занятии. Условно делили класс на 3 группы. Третью группу составляли ученики независимые, самостоятельные, имеющие свою точку зрения, очень чувствительные к отношениям между людьми, которые своим поведением вызывают раздражение, приводят к конфликтам. 1. Разбирали виды конфликтов. 2. Определяли стили поведения в конфликте. 3. Записывали этапы воздействия на учеников.
-Помогли ли эти советы, улучшить взаимодействие с учениками третьей группы? Давайте попробуем остановиться на наиболее выраженной 3-ей группе детей, так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере
Младший школьный возрастВ эмоциональной сфере:
- Агрессивные дети Частые агрессии: •Это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждение. •Эти дети не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
2.Эмоционально-расторможенные дети К этому типу относятся дети на все реагирующие слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением, заводят весь класс, если они страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
В поведенческой сфере:
- Агрессивные дети
То же самое.
2.Вспыльчивые дети То же самое.
3.Гиперактивные дети Поведение таких детей внешне похоже на поведение с повышенной тревожностью. Такой ребенок импульсивен, двигательно-расторможен, никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Он является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Старший школьный возрастВ эмоциональной сфере: 1.Агрессивно-защитные дети Драчливые, враждебно настроенные, конфликтные, неуступчивые, у них присутствует постоянное нервное напряжение, позиция» один против всех» 2.Эмоционально-неустойчивые Внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам, выделение себя, упрямство, повышенная обидчивость, превратное представление о себе, о своих правах, обязанностях.
В поведенческой сфере 1.Деструктивное поведение (нападение, разрушение) •порицаемое поведение (систематические поступки, которые не переросли в девиантное, аморальное поведение, но осуждаются со стороны взрослых) •неодобряемое поведение (эпизодические шалости).
2.Девиантное поведение (аморальное или отклоняющее поведение) Нравственно-отрицательные проявления и поступки, педагогическая или социально-культурная запущенность. Это дети с неадекватной социализацией, т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные норы общества, особенно в первичном коллективе-семье.
3.Делинквентное поведение (противоправное, предпреступное поведение) Характеристика этого поведения включает в себя: •рецидивы противозаконных действий •накопление социального опыта в этом отношении.
4.Преступное поведение (криминальное) Устойчивое, особо опасное поведение, характеризующееся устойчивым социальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Это когда подросток переступает нормы уголовного законодательства.
5.Аддиктивное поведение (употребление различных токсикоматических веществ и алкоголя, на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость).
Мы сегодня подробнее остановимся на той категории детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Это агрессивные дети. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводят к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Как правило, для педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, но в спорных вопросах можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны М. Алвордом и П. Бейкером (американскими психологами).
Критерии агрессивностиДля детей младшего школьного возраста:
1.Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой. 2.Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем неправильном поведении и ошибках. 5. Зависимы и мнительны. 6. Часто сердятся и прибегают к дракам
Для детей среднего школьного возраста и подростков:
- Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)
- Инициируют физические драки
- Используют в драке предметы, которые могут ранить.
- Физически жестоки по отношению к людям и животным (намерено делают больно).
- Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
- Намеренная порча имущества
- Шантаж, вымогательство.
- Отсутствие дома ночью без разрешения родителей
- Побег из дома.
Не ходит в школу (либо выгнали из школы)
У ребенка, у которого в течение 6 месяцев и одновременно устойчиво проявились 4 критерия ( в младшем возраста). И 3 критерия в старшем возрасте.
Тогда можно говорить, о ребенке, как обладающем агрессивностью как качеством личности и таких можно называть агрессивными.\
Разминка: Притча о рыцаре
Шёл рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: -Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь отвечает: -Воды попить. -Ну, так и пил бы……. Этот рыцарь, постоянно стремящийся, сражаться с драконами и, напоминает нам агрессивного ребёнка.
Характерологические особенности агрессивных детей ( работа в группах).- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
- Сверх чувствительны к негативному отношению к себе.
- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
- Всегда влияют на окружающих, винят их в собственном деструктивном (нападении) поведении.
- В случае намеренной агрессии, отсутствует чувство вины.
- Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
- Слабо развит контроль над своими эмоциями. 10.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
- Имеют неврологические расстройства: неустойчивое рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание.
- Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
- Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственного значения и силы.
Правила работы с агрессивными детьми:( выработка правил)
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонструктировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способом выражения гнева.
- Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующих событий.
- Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Классификация нарушений ( ознакомление)
Защитная агрессивность-основной причиной, которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Осноная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. У таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Поведенческие проявления защитной агрессии:
• часто конфликтуют, дерутся.
• громко говорят
• на занятиях, уроках выкрикивают
• могут проявлять обостренную тенденцию к лидерству
Коррекционная работа: чувство незащищенности.
Деструктивная агрессия-если в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельности выборам, суждениям, оценкам, то у ребёнка и проявляется деструктивная агрессия. Он будет делать все, чтобы избежать, проявления гнева открыто. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Поведенческие проявления деструктивной агрессии: • испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики (туалетных) • присутствует стремление сломать, порвать, порезать • склонны к проявлению косвенной агрессии (ябедничество, действуют из подтишка) • проявляют радость при разрушении чего-либо (бьющейся посуды) • в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся) • в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверх контроль)
Коррекционная работа: чувство несвободы, зависимости, стремление заявить о своих желаниях, потребностях выйти из под опеки социального окружения.
Демонстративная агрессивность-это уже не защита от окружающего мира, и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски.Поведенческие проявления демонстративной агрессии: • стараются привлечь к себе внимание сознательно неодобряемыми способами • проявляют преимущественно вербальную агрессию • могут прибегать к лживости или воровству • проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему миру
Коррекционная работа: чувство одиночества, покинутости.
При взаимодействии с агрессивным ребёнком нужно помнить:( памятка)
- Принимать его таким, каков он есть
- Предъявлять свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности
- Расширять кругозор
- Включать в совместную деятельность, подчеркивать его значимость в выполненном деле
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте внимание окружающих
- Запрет и повышение голоса самые неэффективные способы преодоления агрессивности
- Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты -комкать, рвать бумагу -топать ногами -громко кричать, используя стаканчик для криков -написать на бумаге слово, которое хочется сказать, скомкать, выбросить бумагу
- Показывать личный пример, эффективного поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях.
- Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у педагогов.
Три важнейших характерологических особенности подобных детей. 1. Имеют высокий уровень личной тревожности 2. Имеют неадекватную самооценку 3. Чувствуют себя отверженными
Приложение№1
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!