Мини-тренинг" Способы взаимодействия с агрессивными учениками"

16 апреля 2010 года
Ведущий (ведущие): 

Никонорова Ирина Владимировна

Город: Чудово, Новгородская обл.
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, нарративная терапия

Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

Задачи: 1.Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. 2.Развивать способности к пониманию других. 3.Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений. 4.Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций. 5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты. 6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

Материал:

•Анкета» Критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков» •Анкета» Критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста» М. Алворда, Э. Фрома. •Клубок ниток для игровых упражнений. •Таблица: Проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере.

Начнем нашу встречу с игры Игра: « Волшебный клубок» Цель игры: Формирование чувства близости с другими людьми. Ход игры: Сидя или стоя по кругу, передается клубок ниток, сопровождая высказываниями о том, что каждый чувствует сейчас и передаем клубок ниток следующему участнику, при этом разматывая клубок и оставляя у себя нить. Игра: « Ласковые руки - добрый взгляд-приятная улыбка» Ход игры: Давайте каждому доставим хотя бы минуточку доброты, чуточку внимания. Сматывая клубок, передаем его следующему, затем кладем ему руки на плечи, смотрим в глаза и улыбаемся. И так по кругу.

Тема нашей встречи: Способы взаимодействия с трудными учениками». Рефлексия: Вспомните, чем занимались на прошлом занятии. Условно делили класс на 3 группы. Третью группу составляли ученики независимые, самостоятельные, имеющие свою точку зрения, очень чувствительные к отношениям между людьми, которые своим поведением вызывают раздражение, приводят к конфликтам. 1. Разбирали виды конфликтов. 2. Определяли стили поведения в конфликте. 3. Записывали этапы воздействия на учеников.

-Помогли ли эти советы, улучшить взаимодействие с учениками третьей группы? Давайте попробуем остановиться на наиболее выраженной 3-ей группе детей, так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере

Младший школьный возраст

В эмоциональной сфере:

  1. Агрессивные дети Частые агрессии: •Это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждение. •Эти дети не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

2.Эмоционально-расторможенные дети К этому типу относятся дети на все реагирующие слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением, заводят весь класс, если они страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

В поведенческой сфере:

  1. Агрессивные дети

То же самое.

2.Вспыльчивые дети То же самое.

3.Гиперактивные дети Поведение таких детей внешне похоже на поведение с повышенной тревожностью. Такой ребенок импульсивен, двигательно-расторможен, никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Он является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Старший школьный возраст

В эмоциональной сфере: 1.Агрессивно-защитные дети Драчливые, враждебно настроенные, конфликтные, неуступчивые, у них присутствует постоянное нервное напряжение, позиция» один против всех» 2.Эмоционально-неустойчивые Внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам, выделение себя, упрямство, повышенная обидчивость, превратное представление о себе, о своих правах, обязанностях.

В поведенческой сфере 1.Деструктивное поведение (нападение, разрушение) •порицаемое поведение (систематические поступки, которые не переросли в девиантное, аморальное поведение, но осуждаются со стороны взрослых) •неодобряемое поведение (эпизодические шалости).

2.Девиантное поведение (аморальное или отклоняющее поведение) Нравственно-отрицательные проявления и поступки, педагогическая или социально-культурная запущенность. Это дети с неадекватной социализацией, т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные норы общества, особенно в первичном коллективе-семье.

3.Делинквентное поведение (противоправное, предпреступное поведение) Характеристика этого поведения включает в себя: •рецидивы противозаконных действий •накопление социального опыта в этом отношении.

4.Преступное поведение (криминальное) Устойчивое, особо опасное поведение, характеризующееся устойчивым социальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Это когда подросток переступает нормы уголовного законодательства.

5.Аддиктивное поведение (употребление различных токсикоматических веществ и алкоголя, на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость).

Мы сегодня подробнее остановимся на той категории детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Это агрессивные дети. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводят к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Как правило, для педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, но в спорных вопросах можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны М. Алвордом и П. Бейкером (американскими психологами).

Критерии агрессивности

Для детей младшего школьного возраста:

1.Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой. 2.Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем неправильном поведении и ошибках. 5. Зависимы и мнительны. 6. Часто сердятся и прибегают к дракам

Для детей среднего школьного возраста и подростков:

  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)
  2. Инициируют физические драки
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
  4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намерено делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
  6. Намеренная порча имущества
  7. Шантаж, вымогательство.
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей
  9. Побег из дома.
  10. Не ходит в школу (либо выгнали из школы)

    У ребенка, у которого в течение 6 месяцев и одновременно устойчиво проявились 4 критерия ( в младшем возраста). И 3 критерия в старшем возрасте.

Тогда можно говорить, о ребенке, как обладающем агрессивностью как качеством личности и таких можно называть агрессивными.\

Разминка: Притча о рыцаре

Шёл рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: -Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь отвечает: -Воды попить. -Ну, так и пил бы……. Этот рыцарь, постоянно стремящийся, сражаться с драконами и, напоминает нам агрессивного ребёнка.

Характерологические особенности агрессивных детей ( работа в группах).
  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверх чувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда влияют на окружающих, винят их в собственном деструктивном (нападении) поведении.
  6. В случае намеренной агрессии, отсутствует чувство вины.
  7. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
  8. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
  9. Слабо развит контроль над своими эмоциями. 10.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  10. Имеют неврологические расстройства: неустойчивое рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание.
  11. Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
  12. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственного значения и силы.

Правила работы с агрессивными детьми:( выработка правил)

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонструктировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способом выражения гнева.
  6. Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующих событий.
  7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Классификация нарушений ( ознакомление)

Защитная агрессивность-основной причиной, которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Осноная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. У таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Поведенческие проявления защитной агрессии: • часто конфликтуют, дерутся. • громко говорят • на занятиях, уроках выкрикивают • могут проявлять обостренную тенденцию к лидерству

Коррекционная работа: чувство незащищенности.

Деструктивная агрессия-если в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельности выборам, суждениям, оценкам, то у ребёнка и проявляется деструктивная агрессия. Он будет делать все, чтобы избежать, проявления гнева открыто. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Поведенческие проявления деструктивной агрессии: • испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики (туалетных) • присутствует стремление сломать, порвать, порезать • склонны к проявлению косвенной агрессии (ябедничество, действуют из подтишка) • проявляют радость при разрушении чего-либо (бьющейся посуды) • в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся) • в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверх контроль)

Коррекционная работа: чувство несвободы, зависимости, стремление заявить о своих желаниях, потребностях выйти из под опеки социального окружения.

Демонстративная агрессивность-это уже не защита от окружающего мира, и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски.

Поведенческие проявления демонстративной агрессии: • стараются привлечь к себе внимание сознательно неодобряемыми способами • проявляют преимущественно вербальную агрессию • могут прибегать к лживости или воровству • проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему миру

Коррекционная работа: чувство одиночества, покинутости.

При взаимодействии с агрессивным ребёнком нужно помнить:( памятка)

  1. Принимать его таким, каков он есть
  2. Предъявлять свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности
  3. Расширять кругозор
  4. Включать в совместную деятельность, подчеркивать его значимость в выполненном деле
  5. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте внимание окружающих
  6. Запрет и повышение голоса самые неэффективные способы преодоления агрессивности
  7. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты -комкать, рвать бумагу -топать ногами -громко кричать, используя стаканчик для криков -написать на бумаге слово, которое хочется сказать, скомкать, выбросить бумагу
  8. Показывать личный пример, эффективного поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях.
  9. Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у педагогов.

Три важнейших характерологических особенности подобных детей. 1. Имеют высокий уровень личной тревожности 2. Имеют неадекватную самооценку 3. Чувствуют себя отверженными

Приложение№1

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!