Введение в психологию нравственного совершенствования

Авторство

Зверев Денис Владимирович

Психолог
Город: Воронеж
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

 

   В настоящем сообщении я представил свой взгляд на теорию и практику деятельности психолога Христианского вероисповедания (далее: психолога), основанной на заповедях Божиих, переданных через пророка Моисея, на горе Синай людям, и «заповедях блаженств», которые произнес Спаситель в Нагорной проповеди.
   Как пишет игумен Петр (Бирюков), эти девять заповедей блаженств представляют собой единую систему духовно-нравственного совершенствования человека, лествицу восхождения в добродетелях. Исполнение нравственных принципов, изложенных в этих заповедях, постепенно вводит христианина в Царство Божие, находящееся внутри нас. (Лк. 17,21).
  Игумен Петр (Бирюков) достаточно просто и ясно рассматривает суть и значение основных заповедей Божиих. Приведу его слова: «…в Ветхом Завете были даны Господом десять заповедей на двух скрижалях. На первой скрижали – заповеди по отношению к Господу, на второй – по отношению к людям. Большинство из этих заповедей запрещающего характера, то есть запрещается делать то-то и то-то: не создавай себе кумира; не произноси имени Господа Бога напрасно (всуе); не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не клевещи; не завидуй. Такие заповеди запрещающего характера были даны ветхозаветному человеку для того, чтобы он какое-то время «продержался на плаву», ниже этого уровня не опускался, ибо ниже этого уровня – царство распада, тления, смерти, ада и диавола. Однако долго люди по одним только принципам запрещающего характера жить не могут. Это ярко видно из истории Израильского народа, постоянно уклонявшегося от этих заповедей и впадавшего в различные беды. Но когда пришел на грешную землю Господь наш Иисус Христос, искупил людей, когда пришла благодать Святого Духа, то Сын Человеческий и Сын Божий, Сама Воплотившаяся Истина, Спаситель мира, Пришедший не нарушить закон, а исполнить, дает людям принципы ярко положительного характера, то есть говорит о том, что должен исполнить человек, чтобы духовно быть счастливым, чтобы и ветхозаветные заповеди Божии не угнетали его, но были легки и благи (Мф. 11, 30). Эти положительные принципы даны Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5, 3-12) и направлены на то, чтобы человек, исполняя их, постепенно раскрылся в полную меру человечности…»
  Основываясь на этих пояснениях игумена Петра (Бирюкова), представляется возможным определить область деятельности психолога.
Как известно, чтобы врачу назначить курс лечения, необходимо изучить историю болезни, провести диагностику больного. Так и психолог сначала исследует душевный недуг, а после этого принимает решение о том или ином исцеляющем психологическом вмешательстве. И именно то, как человек усовершенствуется по Заповедям, как преодолевает препятствия на этом пути, а изначально, как выбирает этот путь совершенствования или отказывается от такого выбора – это и исследуется психологом. А на основе результатов исследования строится психологическая помощь. Она может быть направлена на содействие в выборе спасительного пути, пути нравственного и личностного роста; на осознавание проблем, возникающих в этом движении; на содействие в развитии самоподдержки в усовершенствовании по Заповедям и т. п.
   Рассмотрим подробнее помощь психолога, но для этого следует определиться с понятием нравственного совершенствования.
   Итак, что подразумевается под нравственным совершенствованием? В узком смысле слово нравственность означает некие правила, определяющие поведение человека в обществе или некие способы поведения человека, определяемые как приемлемые в этом обществе. Однако указанное определение нравственности – лишь внешнее ее видение, поверхностное. Если человек в душе не согласен с законом, но исполняет его из-за страха перед наказанием за его нарушение, то сложно сказать, что такой человек обладает нравственными убеждениями. Да и потом, общество бывает разным (по национальности, по уровню культуры и т.п.), а значит и нормы поведения в каждом обществе отличаются друг от друга. Очевидно, нравственные устои подразумевают не только внешнее их соблюдение, но и глубокое внутреннее их принятие. А правила поведения – правила, установленные Богом. Другими словами, нравственность – это Божий закон внутри. Следовательно, нравственное совершенствование означает нелегкую внутреннюю, душевную работу по более усердному исполнению закона, т.е. Заповедей. Однако, в этом смысле понимание только нравственного, как такового, совершенствования является не совсем полным. Речь может идти о совершенствовании всех сфер многогранной личности. Ибо до того, чтобы принять закон, видимо, нужна подходящая почва для него, почва в мыслях и в сердце (как в притче про сеятеля). И возделывать эту почву помогает психолог.
   Рассмотрим кратко несколько основных сфер личности, составляющих эту почву, и попробуем понять, что является предметом исследования для психолога, и чем он может помочь в нравственном совершенствовании своего подопечного.
   Поведенческая сфера. Поведение человека – имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения. Ранее было сказано, что глубокое принятие общественных норм поведения, основанных на Заповедях, определяют нравственность. Поэтому в отношении нравственного совершенствования в поведенческой сфере психолог изучает то как управляет человек своими действиями, а то есть: не творит себе кумира, не кланяется и не служит ему; не прозносит имени Господа напрасно; посвящает день субботний Господу Богу; почитает отца своего и матерь свою; не убивает; не прелюбодействует; не ворует; не лжесвидетельствует; стремится быть смиренным; кротким; милостивым; чистым сердцем; миротворящим; терпеливым к гонениям за правду; раскаивается в грехах своих; желает правды через веру во Христа и дела по вере. Основная цель этого изучения – понять какие заповеди человек нарушает или исполняет не должным образом, помочь осознать ему это и начать прояснять мотивы такого поведения.
   Мотивационная сфера. Поведенческому акту чаще всего предшествует мотив, т.е. побуждение к действию. Желание утолить голод, жажду, укрыться от холода и т.п., все это мотивы, которые порождаются теми или иными потребностями. Их осуществление проявляется в поведенческой сфере. Как поведение может быть плохим или хорошим, так и мотивы могут быть, образно говоря, темными или светлыми. Например, стремление обмануть, чтобы нажить денег; желание унизить, чтобы отомстить. Или: предложение помощи, чтобы человеку было легче; любовь к детям, чтобы они были добрыми. Интересен тот факт, что один и тот же мотив можно осущствить в действии разными способами. Например, чтобы утолить голод, можно своровать денег и купить еду, а можно их заработать или попросить. Поэтому мотивы почти всегда зависят от установок более глубоких сфер личности. При исследовании мотивов, психологу важно вскрыть их неосознаваемую часть. Необходимо понять то, как и почему человек «не пускает» их в сознание. Что он блокирует и подавляет, о чем не хочет думать, какие мысли избегает. Постепенное, неспешное прояснение истинных мотивов высвобождает эмоции и чувства, некогда вытесненные в подсознание.
   Рассмотрим Аффективную сферу личности. Она характеризуется совокупностью переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Как известно, эмоции бывают отрицательными и положительными. Гнев, вина, презрение или радость, удивление. Эмоции, как правило, сопровождают действия или мысли, а могут предшествовать им или сохраняться еще долго после окончания действий. Мы знаем, что не всегда положительные или отрицательные эмоции сопровождают соответствующие мотивы или действия, с точки зрения общественных норм поведения. Например, радость вора, ловко ушедшего от погони или печаль ученого, опровергшего какую-то гипотезу. Поэтому психологу важно устанавливать соответствие тех или иных эмоций человека с теми или иными его действиями, приемлемыми в обществе. Это покажет то, как человек обходится со своими переживаниями, что скрывает или что демонстрирует, как относится к тем или иным правилам социума. Эмоциям свойственно не только сопровождать деятельность, но и влиять на нее, а то есть и на самого носителя эмоций. И внимательное отношение к своим эмоциям и чувствам дает множество подсказок о том, что человек делает правильно или в чем ошибается. Наша привычка подавлять те или иные «неприемлемые» эмоции часто нарушает связь души и тела, мешает адекватно оценивать свое состояние. В гештальттерапии это называется нарушение границы-контакта. Поэтому психологу во время консультации очень важно поддерживать нарастающую энергию эмоций и чувств человека для того, чтобы яснее понять те действия, которыми порождаются эти аффективные проявления, а также для того, чтобы помочь человеку осознать свое истинное отношение к тем действиям, которые он осуществляет. Если мотивы и поведенческие реакции могут завести в заблуждение при диагностике психического состояния, то эмоции и чувства никогда «не врут», и констатируют действительное состояние души. Попутно этому выясняется, насколько человек способен воспринимать и уяснять то, что с ним происходит и на что ему указывает психолог.
   Когнитивная сфера представляет набор познавательных процессов и способности человека. Познавательные процессы – память, мышление, воображение, ощущения, восприятие, представление и речь – психолог изучает в ходе всей работы со своим подопечным. Ясно, что от уровня развития этих процессов человека впрямую зависит степень понимания им своей проблемы, а также всего, что психолог ему говорит и у него спрашивает. Что касается помощи психолога в развитии этих процессов, то для него имеется большой спектр деятельности в этой сфере. Только нужно определить, какие именно свойства и для чего требуется совершенствовать. Так у разных людей имеются разные познавательные свойства и способности. И одно дело их развивать преступнику, насильнику, другое дело – к примеру, врачу или летчику. Кроме всего психологу нужно представлять, в чем заключаются трудности, принадлежащие когнитивной сфере для продвижения к нашей основной цели – нравственному усовершенствованию личности, и в связи с этим уже строить свою работу.
   Я-концепция. Это относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Видимо в этой сфере закладывается основа, стержень личности, ее мировоззрение, система взглядов, социальных ценностей. А также система ложных взглядов, заблуждений, опыт беззакония и преступления. Где-то в этой сфере зарождается невроз, душевный недуг. Он начинается в формировании неадекватной Я-концепции. Как выше было сказано, на основе представлений о самом себе человек строит свои отношения с другими людьми и с самим собой. И если эти представления нарушены, то нарушения будут иметь место во внутриличностной организации и в межличностных контактах. Это может вести к расстройству личности, порождению душевных недугов, ослаблению нравственной сферы. Поэтому тщательное исследование особенностей Я-концепции продвигает психолога к выработке стратегии психологической помощи человеку. Помощь в формировании адекватной Я-концепции подразумевает одновременное психологическое вмешательство во все ранее рассмотренные сферы личности. Окончательное, завершающее действие психологической помощи мною видится в принятии человеком Заповедей в систему основных ценностей его Я-концепции. И дальнейшую его работу в деле нравственного самосовершенствования поддерживает уже священнослужитель.
   Таким образом, постепенное, неспешное осознавание человеком того, как и почему им нарушаются Заповеди, разрушает свойственный людям миф о грандиозности человеческих возможностей, их не изученной глубине и потрясающих показателях (например, описанных в книге Гиннесса). Вместе с тем приходит в сознание все более и более убедительная реальность человеческой слабости и немощи, проясняется величайшая и древнейшая Истина Закона, данного Тем, Кто Пришел не нарушить его, но исполнить, а то есть дать надежду и реальный шанс на спасение. И в итоге, человек делает выбор, осознанный, ответственный, честный: открыть свое сердце Богу.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!