Как мы играем?

Авторство

Екатерина Владимировна Тарасова

Все дети любят играть. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности детских игр можно проследить в ролевой игре («Дочки-матери», «Доктор», «Шофёр», «Воспитатель», «Черепашки-Нинзя» и др.) Дети отражают в играх свои конфликты, отыгрывают эмоции и страхи. Игры дают возможность ребятам проиграть конфликты на символическом уровне, пережить заново сценарии из жизни, «найти себя» посредством игры. Игровая деятельность детей из обычных семей отличается разнообразием, оригинальностью сюжета, творческим подходом. А как же играют дети, которые волею судьбы оказались в приюте? Для того, чтобы разобраться с играми «необычных» детей, давайте познакомимся с методом психодрамы. «Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии, и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей» (http://www.psychodrama.ru/wasist1.htm). А.Айхингер и В.Холл еще в далеком 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями. Достоинства психодраматических методов в том, что они: — включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации; — рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия; — фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия; — способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения. Психодрама может помочь: — отыграть вовне драму внутреннего мира; — овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»; — поверить в себя, в свои силы и возможность изменений; — найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях; — освоить новые роли и модели поведения. (http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.htm ). Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения. Развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (иногда даже отказ от некоторых ролей). Кроме того, стоит признать эффективность невербального компонента в психодраме. С помощью жестов и мимики более многогранно раскрывается душевная жизнь не только взрослых, но и детей. Взаимодействуя с детьми младшего школьного возраста, в психодраме я использовала фигурки-игрушки. Я работаю психологом в течение 2-х лет, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Ласточка» (города Нижнего Новгорода) , в котором занимаюсь с детьми в возрасте от 3-16лет. Потому как, в нашем учреждении нет возможности для какой-либо другой игровой психотерапии, в том числе и песочной. Техники психодрамы разнообразны, и существует множество подходов к их классификации. В своей работе я выбрала технику монолог. Эта техника предполагает, что протагонист (означает участник), для которого в этот момент делается некоторое психодраматическое действие вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Монолог может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы. В качестве фазы разогрева я задавала детям вопросы об их самочувствии, настроении, о том, чем они занимались в течении дня. Потом наступало драматическое действие. В ходе игр выявились следующие особенности детской психики: у ребят нет социального опыта, нет того, что обозначается как общее развитие. У малышей скудно воображение, которое тоже требует «материала» для фантазирования. Я работала с детьми, которые поступили в наш приют примерно год назад и в этой статье хочу написать о самых интересных случаях. Мальчик Н.: школьник, учащийся первого класса, который остался на второй год из-за неуспеваемости. В группе (социально-реабилитационного центра) с детьми он играет преимущественно с машинками, рисует. По характеру мальчик замкнутый, часто переживает обиды «в себе», любит общаться со старшими по возрасту детьми и со взрослыми, в тоже время он часто рассказывает о том, что что-то не получается, делается плохо, т.е. у ребенка занижена самооценка, малыш спокойный, неконфликтный, трудолюбивый, контактный. Мотивация к обучению у мальчика не сформирована. С обучением в школе Н. испытывает затруднения, плохо справляется со школьной программой. Во время выполнения уроков наступает быстрая утомляемость, внимание отличается неустойчивостью, ребенок становится рассеянным. Домашние задания выполняет без интереса. Таким образом, работа с таким ребенком направлена на поддержку его «Я», его внешних и внутренних ресурсов, на отреагирование агрессивных импульсов, снятия напряженности. Например, когда мальчику предложили в первый раз поиграть, он не смог придумать сюжет игры, молчал и только после того, как я его заинтересовала своим сюжетом он начал играть. Игра была примитивной. В дальнейшем, от занятия к занятию, мальчик начал воспроизводить более интересные сюжеты для игр: «Спасение дракончика», «Футбол». Психодраматические сессии опять-таки отличались стереотипностью. В них проявились агрессивные импульсы ребенка, его упрямство, капризность. Мальчик Н. пытался занять роль непобедимого, выдающегося героя, что является компенсаторным механизмом ощущения своей уязвимости, малозначимости. Результаты работы с мальчиком заключаются в том, что ребенок стал менее тревожным и агрессивным, стал больше общаться с детьми и взрослыми, проявлять заинтересованность в психокоррекционных занятиях. На протяжении месяца я занималась ещё и с девочкой-школьницей, учащейся первого класса. По характеру ребенок общительный, контактный, доброжелательный, спокойный, раскрывается в переживаниях. Запас знаний и представлений об окружающем у А. соответствует возрасту. Девочка охотно играет с детьми в совместные сюжетно – ролевые игры, выполняет взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры.
На занятиях по психодраме в играх, она воспроизводила конфликт, «разлука с родителями». Сюжет, олицетворяющий похищение и спасение одного из родственников, повторялся более других в играх девочки А. При этом ребенок наслаждался восхищенным отзеркаливанием, поэтому часто аналогичные сцены повторялись. В целом, игры девочки также как и у мальчика, отличались однообразием (игра «Драка»). Сюжет «Борьба-один против всех» на первый план выводит механизм компенсации беззащитности, беспомощности, бессилия, который так характерен для детей. Актуальной оказалась тема дефицита родительского внимания, в том числе внимания отца. Малышка стремилась отдать эту роль мне, чтобы наслаждаться отношениями в игре. Занимаясь психодрамой, девочка выражала свою готовность к сотрудничеству и получала удовольствие от игры, даже предлагала принести свои игрушки. На десятом занятии репертуар игры обогатился. Девочка А. играла в «Поездку в Москву с семьёй». Для этой игры было характерно присутствие полной семьи, что выражает дефицит общения ребенка с родственниками, желание дружной семьёй отправиться в путешествие, воссоединиться с близкими. Сюжеты игр отличались стереотипностью, поэтому я предлагала свои темы, например, «Пожар». В этой игре девочка расставила игрушки, потом случился пожар, и А. стала помогать одним игрушкам с помощью других спасаться от бедствия. При этом она комментировала действия игрушек, их речь, то есть происходила ролевая коммуникация. Это усилило развитие творческой активности ребенка, а также увеличило вариативность способов реагирования в стрессовой ситуации.

В конце психодраматическорй сессии подводились итоги, происходил обмен чувствами или шеринг (от английского to share — делиться). В результате проведённых занятий с девочкой А., стоит отметить, в большинстве ситуаций ребенок проигрывал свои детские мечты, быть с родителями, опасения быть брошенной. Часто в ходе работы с детьми по методу психодрамы происходила «Сверхреальность», т.е. в психодраматическом действии, на сцене возникают такие ситуации и события, которые, по словам Зерки Морено, «никогда не происходили, не произойдут и не могут произойти. Одна из самых сильных сторон психодраматического процесса заключается в сценическом воплощении таких ситуаций, позволяющих испытать связанные с ними страхи, эмоции, фантазии и желания. Да и сами по себе переживания, возникающие в « сверхреальности», можно считать реализацией одной из самых уникальных терапевтических возможностей психодрамы» (http://www.psychodrama.ru/polcholms.htm), а именно возможности фантазирования, которая помогает развивать воображение и креативный потенциал личности. В психодраме создаётся сознательно обстановка любви и добра, что способствует позитивному принятию детей, а так же является возможностью свободного самовыражения. Дети часто используют символы, которые сами не всегда могут понять – это реакция на процессы, происходящие внутри, корни которых могут уходить далеко в бессознательное. Таким образом, занятия по психодраме позволили ребятам активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, в игре смогли преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учатся постепенно справляться с ними. Рассматривая проблему длительности эффекта психодрамы, стоит отметить, что у детишек она невелика, поскольку психодрама – это метод действия, где важно не столько интеллектуального прозрения сколько чувственный эмоциональный опыт, который у детей из приютов развит на низком уровне. Если рассматривать эффективность психодрамы на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, то стоит отметить следующие особенности: на когнитивном уровне у детей развивается наглядно-действенное мышление, воображение, внимание . На эмоциональном уровне, проведённых занятий, стабилизировали эмоциональный фон детей, улучшили настроение, позволили детишкам отреагировать свои чувства и эмоции в конфликтных ситуациях, а так же ребята изучали те или иные эмоциональные состояния, их названия и характер проявлений. На поведенческом уровне дети приобретали знания о правилах поведения в семье, дружеском коллективе, социуме, что способствовало налаживанию межличностных отношений. Стоит отметить, что персонал социально-реабилитационного центра - воспитатели, социальные педагоги - на ментальном уровне не были готовы к работе с детьми в рамках психодрамы. Они сочли подобные занятия «ерундой». Для воспитателей было акцентным развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Для педагогов же остаются удобными привычные методы работы: организующие, контролирующие и оценивающие. В связи с этим, я считаю, что в работе с детьми из приютов целесообразно использовать сказки - читать их, закрепляя словарный запас. Сказки, которые понравились, можно проигрывать на фигурках или куклах, чтобы у детей формировалась основа для сюжетов. Малыши будут выбирать значимые для них сказки и эпизоды. Исходя из знаний о наших детях, можно подбирать сказки и выйти на сказкотерапию. Мы, психологи социально-реабилитационного центра, рекомендуем проводить занятия с детьми, сочетающие в себе игровую деятельность (придумывание, постановка и разыгрывание общей истории) и взаимодействие с группой сверстников.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!