Дыхание вечного

Авторство

Алена Давыдова

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия, психоанализ, символдрама, телесно-ориентированная психотерапия, прочие подходы и методы
Алена Давыдова
 

(Статья написана два года назад. Но как же точно я тогда уловила то, что наверняка знаю лишь сегодня. Изменений не вносила, оставила в прежнем виде. Некоторые вещи я бы описала уже чуть иначе и точнее, в том числе взгляд на сознательность, но общий смысл верен).

Эта статья получила импульс в моей душе пару месяцев назад, когда я увидела пост с фотографиями о самых старых деревьях в мире, больше тысячи лет растущих на земле. Их отыскивала в самых разных уголках планеты фотограф Бет Мун (Beth Moon) из Сан-Франциско.

Несколько дней я думала об этих деревьях и не могла забыть о них. Вместе с фотографиями пробралось что-то настолько глубокое и живое, что не давало мне покоя. Было ощущение, как будто я обрела какую-то давно утраченную ценность.

И внезапно пришло – в каждом из деревьев история о том, на чем может держаться мир, незыблемо сохраняться и передаваться жизнь. Меняться и преобразовываться он может по тысячам причин. Но держится он неизменно на повторяющихся из века в век столпах, в сущности не многих. Эти деревья – молчаливые хранители увиденного, о чем может забыть человек, погружаясь в ту или иную эпоху своей эволюции.

И для меня стало важным всмотреться в эти столпы, разглядеть во многозначительных взглядах деревьев вечное, благодаря которому жизнь крепко держится за землю. Я попробовала описать некоторые из них, в надежде, что одна из дверей откроется, и я смогу воспринять хотя бы часть истины своим крошечным сознанием…

Я думаю, этот вопрос возник как нарастающее во всем мире противостояние «моде» настоящей эпохи – забывать и отказываться от базовых ценностей, придумывая все более необычные и оригинальные. Я сама не создатель смыслов и революционных идей. Я скорее отношусь к числу людей-зеркал, в которых порой отражается то, что происходит вокруг.

Скорость моей жизни большая, и я сама не успеваю фиксировать многоликие, меняющиеся силуэты воспринятого, мечтая лишь о том, чтобы душа моя училась быть контейнером для переживания настоящего. Она, не знающая древности этих деревьев, не способна осознавать большинства крупных и мелких пазлов общей картины мира. Но присоединяясь к чему-то большему чем она сама, становиться способной быть тоненьким мостиком, передавая сигналы о происходящем.

Все мы части единой нервной сети, и импульс, вспыхивающий на одном ее конце, неизбежно дойдет и до других уголков. Так, нарастая, подхваченная разными людьми мира, запускается волна о необходимости вспомнить базовые и вечные держатели нашей жизни и ее душевной организации – волнение высокой частоты и разряда. И она постепенно распространяется, затрагивая все большие и большие участки коллективного сознания.

Деревья..

Деревья – самые верные хранители живого. Они – первые устойчивые свидетели присутствия жизни и ее дыхания. Мы были связаны с ними всегда. Тесно, глубоко, предано. Не случайно дерево – символ рода и его продолжения.

Однако, знания о невероятной связи человеческой души и деревьев рассеиваются, а местами и совсем утрачиваются. Отдавшись на откуп рациональности и интеллекту, мы собственноручно стали разрушать эту связь, теряя возможность питаться от нее, восстанавливать силу своей души и расширять ее глубину. Не случайно их становится меньше и меньше, а наша душа все поверхностнее, все более полагающаяся на простейшие чувства и переживания, все больше стремящаяся упрощаться и не усложнять себе жизнь вопросами без ответов. Тоньше и тоньше оказывается связь нашего сознания с душой.

Сознательность теперь скорее выступает как противопоставление душевности, склоняясь в сторону рациональности. Расширяя ее огромными скачками, мы стремительно теряем глубину души. И уменьшение количества деревьев, живого, свободно растущего – может быть симптомом этой утраты.

Очень и очень многие знания, существующие в мире, не созданные человеком, а являющиеся естественным воплощением живого, можно лишь пережить, потому как чтобы охватить их суть целиком – человеческой жизни недостаточно. Но печаль состоит в том, что с невероятной скоростью способность переживать глубоко и самозабвенно утрачивается, а значит утрачивается и возможность услышать эту мудрость.

Возможно, стремление понять устройство мира, расширяя горизонты сознания – ошибка. Возможно, опираясь на его высоту и силу, мы лишь дальше уходим от подлинного проникновения в знание, на что способна лишь душа. Не все можно восприняв, осмыслить.

И может так оказаться, что не эта главная задача, стоящая перед человеческим сознанием. Может оказаться и так – что наша задача лишь пропускать через себя давно жившее и без нас, не сужая осмысливанием и интерпретациями. Сохранять и передавать то, что дано нам природой целиком, не раскладываяо на анализ. Может и так оказаться, что сознание – всего лишь механизм передачи, не присваивающий себе право на владение познанным. Способно ли оно когда-то дорасти до этого понимания?

Когда я пишу эти строки, я взволнована. Ладони наполнены горячим теплом, дыхание ритмичное и сильное. Перед моим воображением плывут многочисленные образы, как поток, как река, которую невозможно поймать руками – можно только потрогать ее, почувствовать ее температуру и прохладу, окунуться в нее целиком, напиться и восстановить силы, пропустить через себя ее мощь и запечатлеть в душе ее существование, но никогда не будет достаточно слов, чтобы описать все происходящее, сколько бы областей науки мы не использовали…

Представьте себя перед одним из этих деревьев? Представьте себя в гроте, который вымывала капля за каплей вода тысячи лет… Оказавшись лицом к лицу с отпечатком вечности исчезают слова и мысли, исчезают понятия и интерпретации... В этот момент мы становимся лишь малой частью существующего, как будто сливаясь с самим явлением. Все что мы можем – почувствовать его дыхание. Все что мы должны – признать свою неспособность охватить сознанием мудрость того, что дышит.

Вглядитесь в эти фотографии, вспомните что-то подобное, перед чем вы оказывались когда-то в жизни. Что вы ощущаете? Что может быть запечатлено в этих формах и хранителях? Истории о каких ценностях могли бы поведать нам эти исполины? Есть ли у нас время, чтобы остановиться и услышать их голоса?

Кажется, что мы перестали говорить об этом друг с другом… Перестали задавать друг другу вопросы без ответов… Кажется, мы перестали усложняться в своем восприятии.. Перестали объединяться вокруг чего-то глубоко значимого для всех.

В какой-то момент нашего развития мы стали игнорировать что-то очевидно важное, то, на чем всегда держалась наша человеческая душа.

Доброта, любовь, милосердие, сострадание, служение, бесстрашие, самоотверженность... Стало меньше книг на эти темы и шедевров культуры, посвященных воплощению этих ценностей…

Может быть, то, что происходило с нашими цивилизациями за эти тысячи лет запомнили эти молчаливые великаны? Может быть, вынужденные смотреть, не отворачиваясь от наблюдаемого, они в своей коре, корнях и ветвях, изгибах и формах, записали на своем языке последовательности, по которым развивались одна эпоха за другой? Записали ценности, с которыми рождались цивилизации, трансформировались и заканчивали свое существование? Что, появляясь, или приобретая новую форму может прожить лишь одно столетие или меньше, а что способно сохраняться из века в век?

Быть может, мы могли бы прочесть способы эволюционировать на разных ценностях, внимательно вслушиваясь в молчаливые истории великанов. Услышать, что у каждого из них – своя философия, выражающая их нечеловеческую духовность. Безусловно, сохранившаяся и для нас тоже, существах, наделенных и душой, и сознанием.

Ясно одно – то, что позволило им выстоять так долго – тоже вечное. Трепетно хранимое, оберегаемое и бесстрашно защищаемое. Это то, вокруг чего были собраны капля за каплей все жизненные силы, то, ради чего стоит объединяться и посвящать этому жизнь несмотря ни на что. То – что должно передаваться как самое дорогое наследие.

Ясно одно - когда мы знаем, что именно нам необходимо сохранить больше чем все остальное, когда мы знаем, ради чего именно мы собираем все свои жизненные порывы, чему именно мы посвящаем свою душевную глубину и на воплощение чего мы направляем свою волю – мы становимся настолько же сильнее, насколько сильны наши мотивы.

Ясно одно - когда нам есть что хранить и оберегать, мы становимся способными пережить время и почувствовать дыхание вечного.

Сслка на фотографии http://fullpicture.ru/pr…/samye-starye-derevya-na-zemle.html

 

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!