Курс «Детская психотерапия»
В настоящее время возрастает спрос на оказание психологической и психотерапевтической помощи детям. Причины, лежащие в основе данного явления могут быть самыми разными. Тем не менее, основная причина - это забота о детях, об их благополучии, желание помочь ребенку, дать ему по возможности все, что так или иначе будет способствовать полноценному и гармоничному его развитию.
Психотерапевтическая работа с детьми имеет свою специфику, свои принципы и свои закономерности. Ребенок развивается и растет. Многое еще только формируется в его психике. Эмоционально и физически он порой беззащитен перед взрослым или перед обстоятельствами жизни. Все это делает процесс терапии, особым искусством, а специалиста – волшебником.
Умение войти в «мир детей», умение общаться на особом языке – языке игры, способность понимать внутренний мир ребенка и его чувства, помогать ему справляться со своими сложностями самому, так как он может. Быть настоящим и открытым, терпеливым, надежным, уметь создавать игровое пространство и жить в нем. Это ли не постулат правильных родителей? Ведь каждый из нас желает своему ребенку, возможно будущему, самого лучшего.
Курс "Детская психотерапия" – это увлекательное путешествие в мир детства, в мир игрушек и игр. Это возможность познакомиться с современными направлениями детской психотерапии, увидеть и опробовать различные методы и техники работы с детьми. Найти в этом многообразии или придумать свой уникальный инструмент работы, открывающий перед вами двери в мир детства.
Программа курса
Программа состоит из 6 модулей по 2 дня
.I модуль. Обзор: основные понятия, структура групповой и индивидуальной работы. Техники и технические принципы. Позиция психотерапевта;
II модуль. Детская психодрама (в индивидуальной и семейной терапии, в Д\С и школе);
III модуль. Арт-терапия: работа с продуктивной деятельностью ребенка (рисунок, глина, театрализации и пр.);
IV модуль. Сказкотерапия в индивидуальной и групповой работе. Техники сказкотерапии (совместное рассказывание сказочных историй, театрализация, сказкотерапия ср-ми психодрамы и ролевой игры, арт-терапии);
V модуль. Психодинамический подход в работе с детьми (неврозы в детском возрасте, патология характера, пограничные расстройства, психотерапия реактивных расстройств);
VI модуль. Игровая терапия. Требования к пространству и игровому материалу. Принципы недиррективной игровой терапии.
Тематический план курса
На каждом модуле разбираются следующие следующие вопросы:
1. Введение. Определения, основные понятия, схемы, модели, язык
1.1 Детство и дети: точки зрения и язык описания и взаимодействия;
1.2 Особенности и специфика терапии с детьми;
1.3 Ребёнок – клиент: круг проблем;
1.4 Пространство и время психотерапии с детьми: кабинет и его оборудование, сеттинг;
1.5 Личность психотерапевта: качества необходимые специалисту для работы с детьми, уровень подготовки, компетентность;
1.6 «Нормальное» и «ненормальное» развитие;
1.7 Факторы и условия развития ребёнка;
1.8 Модели нарушений.
2. Игра
2.1 Определение игры, её роли и места в жизни ребёнка;
2.2 Использование игры в процессе развития и в процессе терапии;
2.3 Язык игры;
2.4 Игры и игрушки;
2.5 Игра как диагностический инструмент.
3. Диагностическая оценка
3.1 Процесс оценки и его роль в психотерапии;
3.2 Способы сбора данных;
3.3 План диагностики и оценки;
3.4 Итоговая Карта ребёнка;
3.5 Прогноз и реалистичная оценка возможностей;
3.6 Процесс оценки и формирование общей стратегии.
4. Работа с родителями
4.1 Системный подход к психотерапии детей: место и роль родителей в терапии детей;
4.2 Сеттинг;
4.3 Консультирование родителей: принципы и особенности взаимодействия. Сопротивление в консультировании родителей;
4.4 Процесс консультирования родителей: техники и стратегии;
4.5 Совместная терапия: ребенок и родитель. Особенности взаимодействия. Позиция терапевта. Терапия и обучение;
4.6 Перенос родительских функций.
5. Психотерапия с детьми: процесс
5.1 Психотерапия с детьми: основные принципы;
5.2 Нарушения в детском возрасте: виды патологии;
5.3 Психогенные нарушения в детском возрасте;
5.4 Невроз в детском возрасте;
5.5 Психотерапия ребёнка с патологией характера;
5.6 Патологические организации у детей;
5.7 Развивающие модели терапевтической работы;
5.8 Этапы терапевтического процесса: начало, этап проработки, завершение процесса.
6. Психотерапия с детьми:
индивидуальная и групповая работа
6.1 Формирование группы: принципы и подходы;
6.2 Клиентская, тематическая и группы развития;
6.3 Организация процесса терапии;
6.4 Динамика в детской группе: этапы развития группы;
6.5 Специальные техники ориентированные на групповой процесс;
6.6 Специальные техники, ориентированные на отдельных детей;
6.7 Сочетание индивидуальной и групповой терапии.
7. Технические принципы и принципиальная позиция терапевта
7.1 Техники и принципы психотерапии с детьми;
7.2 Технические принципы;
7.3 Сложности и проблемы терапевтов в процессе лечения. «Норма-часы» в работе детского психотерапевта;
7.4 Проблемы эмоционального выгорания.
8. Клиническая подход в работе с детьми:
консультирование детей с аутизмом
8.1 Аутизм: определение, классификация, клинические особенности;
8.2 Аффективная сфера: норма и патология;
8.3 Стратегия работы: терапия ориентированная на процесс и терапия ориентированная на результат;
8.4 Системный подход: работа с родителями, интеграция с другими специалистами;
8.5 Инклюзия: включение ребёнка с аутизмом в социум. Требования, сложности. Модель сопровождения.
8.6 Индивидуальная работа. Сеттинг. Пространство работы.
8.7 Пугающая пустота контакта: сложности терапевта в работе с детьми с аутистическим спектром расстройств.
8.8 Техники направленные на ребёнка и техники направленные на терапевта.
8.9 Место и роль терапевта в жизни ребёнка с аутизмом
Тренер: Скрипников Дмитрий Александрович
Практический психолог, действительный член ППЛ. Специализация: психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, сказкотерапия, детская психотерапия. Москва. Россия.
Запись на участие: Демина Мария, тел.: (351) 776-36-14, 8 906 862 35 98,Электронная почта: info@ppl74.ru
Место проведения: г. Челябинск, ул. Труда, д. 84, оф. 619.
Стоимость каждого модуля 5 000 рублей. При внесении предоплаты предоставляется скидка 5%. Студентам очного отделения 3 500 рублей.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!