Ответ на Дочь 4 лет обрывает ногти (408)

Перель Анна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

Достаточно сложно найти ответ на ваш вопрос заочно, так как вредная привычка может быть одна, а причины, ее вызвавшие, разные. Я назову вам некоторые возможные причины появления такой привычки, вы ориентируйтесь сами, что вам больше подходит.

Во-первых, вы делаете акцент на том, что привычка проявляется в детском саду и, если я вас правильно поняла, то источник видите там же. Так ли это на самом деле? Дома это совсем никак не проявляется? Детский сад – это как лакмусовая бумажка, которая ярко проявляет все проблемы и недостатки семейного воспитания.

Привычка обрывать ногти и кожу на пальцах – это признак повышенной тревожности. Поэтому обратите внимание на следующие моменты:

  • Стиль семейного взаимодействия с ребенком – повышенная требовательность, постоянный контроль, гиперопека, высокая тревожность со стороны родителей в отношении ребенка («Ах, упал, ох, поцарапался, ой, заболеет»), строгие правила дома, требования неукоснительно их выполнять, что достаточно трудно для ребенка 4-х лет, так как у него еще не сформировались механизмы, отвечающие за волю, жесткий режим, минимум похвалы и ее надо обязательно заслужить. Таким образом, ребенок невольно боится что-то сделать не так, неуверен в себе, постоянно «грызет» себя за недостатки.
    Сюда же можно добавить низкий уровень удовлетворения потребности ребенка в тепле, внимании – это совместные игры, не занятия по обучению чтения и письму (сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошколном возрасте), совместные прогулки, свободные разговоры «просто так», эмоциональная поддержка ребенка, настрой на позитив, минимум критики, особенно неконструктивной. Обратите внимание, я не говорю об обилии игрушек и сладостей, это все неплохо, но это не главное.
  • Или прямо противоположный стиль, когда ребенок в семье «маленький божок», когда все крутится только вокруг его желаний, интересов, удовлетворяется малейшая потребность, нет никаких правил, режимов, запретов, границ. Тогда, попадая в ситуацию, где надо быть самостоятельным, выполнять правила, режим, считаться с другими детьми, взрослыми, где к ребенку предъявляют определенные требования, есть ограничения, ребенок испытывает сильный стресс, одна из реакций на который - повышение общей тревожности, нервозности, а как следствие, как внешние проявления – это вредные привычки.
  • Обратите внимание, умеет ли ваша дочь играть (например: в «Дочки-матери»), занять себя в течение 20 – 30 минут (не телевизором), насколько она общительна, самостоятельна, заводила среди сверстников, любит рисовать, лепить, вырезать, слушать сказки и т.д.
  • Вспомните группу здоровья своего ребенка, есть ли у него диагнозы неврологического характера, стоял ли ребенок на учете у невролога, может быть в первый год жизни, как развита речь (ребенок 4-х лет говорит грамотно, полными предложениями), во сколько начала говорить. Если есть проблемы с речью, обратитесь за консультацией к логопеду. Если есть или была неврология, то еще и к неврологу. Обратите внимание на сон и аппетит дочери, если есть проблемы, это тоже могут быть признаки общей нервозности.
  • Понаблюдайте, как ведет себя ваша дочка в стрессовых ситуациях, как добивается своего – плачет, просит о помощи, замыкается в себе или, наоборот, громко требует своего, умеет злиться, кричать, выражать свои эмоции – это говорит о силе или слабости характера.
  • Есть ли у вас еще дети? Если дочь старшая, то появление младшего брата или сестренки в дошкольном возрасте так же является сильным стрессом.
  • Конечно, обратите внимание на стиль воспитателя в группе, если вас что-то настораживает, обязательно разберитесь, не оставляйте без внимания.

Теперь, кратко, что можно сделать.

Во-первых, начать с себя, посмотреть со стороны на свое общение с дочерью, на общение с ней домочадцев и изменить его в ту или иную сторону. Кстати, противополжный стиль воспитания в семье так же расшатывает нервную систему ребенка. Опять же, во-первых, поискать причину и начать работать над ней. Набраться терпения, чтобы привычка сформировалась нужно три недели, а вот чтобы ее искоренить, на это нужны порой месяцы.

Во-вторых, как можно меньше делать акцент на привычке дочери. Не ругать и не дергать ребенка. Отвлекать, вовлекать, не говорить об этом вслух, молча дать что-нибудь в руку, позвать играть, читая книжку, держать ласково за руку. Купить массажный мячик и давать ребенку в руки, переключая привычку с пальцев на предмет или маленькую игрушку, браслет, часы. Те же рекомендации дать воспитателю в детском саду.

Играйте с ребенком в ролевые игры, давая возможность проявлять свои проблемы. Как можно больше учить делать руками: выкладывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, клеить, выкладывать узоры из биссера, бусинок, пуговиц, круп и т.п.

Больше гуляйте с дочерью, ходите в лес, в бассейн – все это расслабляет, укрепляет нервную систему.

Почаще хвалите ребенка просто так, признавайтесь ему в любви, обнимайте, спрашивайте совета, просто будьте рядом (если, конечно, у вас не переизбыток этого до такой степени,что на себя времени совсем не остается).

С уважением, Анна Перель, детский психолог.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!