Выученная беспомощность - причина многих проблем на работе и в жизни.

Авторство

Марунич Ольга Юрьевна: психолог, бизнес-тренер

Психолог
Город: Обнинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, НЛП, гештальт-терапия, когнитивная терапия, организационное консультирование, психосинтез, символдрама

Бывало когда-нибудь с вами такое, что вы не верили в собственные силы? Вы старались изменить что-то в своей жизни или на работе, но у вас не получалось. И чем сильнее вы старались, тем меньше получалось что-то изменить?

К примеру, вы каждый день качественно и в срок выполняли свои обязанности. Делали даже больше, чем того требовала должностная инструкция, а повысили по должности не вас, а вашего коллегу. Либо же каждый раз, выполняя задачу на отлично, руководитель игнорировал ваши достижения, а как только вы допускали, пусть даже незначительную ошибку, на вас обрушивалась, порой, очень неконструктивная критика.
И так из недели в неделю…

Разуверившись в том, что вы можете что-то изменить, вы переставали стараться… Возможно, такая ситуация вынуждала вас уйти из компании. И, возможно, вы попадали к более дальновидным руководителям, которые были заинтересованы в вашем профессиональном росте, либо все возвращалось на круги своя. Опять не заметили, опять не оценили, опять нужно что-то менять…, а сил и желания уже совсем не осталось.

Эй, так до депрессии рукой подать!

К сожалению, не каждый знает, что подобные ситуации не редкость, а причиной тому является так называемый синдром «выученной беспомощности».

Что за новый синдром, спросите вы?...

Впервые «выученную беспомощность» исследовал и представил общественности психолог Мартин Е.П. Селигман.

Смысл «выученной беспомощности» заключается в том, что в какой-то ситуации, с которой нам сложно справиться, нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.

К примеру, каждый раз, когда вы, в очередной раз, идете с отчетом к руководителю, что бы вы ни делали, сколько бы сил вы не приложили к проекту, это либо не заметят, либо поругают. Особенно тяжело, когда это случается при всем коллективе. И каждый раз одно и то же. Возникает ощущение беспомощности, неверие в собственные силы. А если подобные чувства вы начинаете испытывать при общении со своей второй половиной, а потом еще в какой-то ситуации, которая когда-то казалась вам простой, можно уверенно говорить, что у вас синдром «выученной беспомощности».

Даже небольших эпизодов неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.

Пример: Двум группам людей предлагалось решать простые логические задачи, где в серии картинок нужно было обнаружить "лишний" элемент, следуя какому-либо принципу. В одной группе испытуемые получали оценки "верно" или "неверно" в случайном порядке (т.е. асинхронно), в другой они (синхронно) получали за правильный ответ оценку "верно", за неправильный - "неверно". В результате в группе с правильными, "синхронными" последствиями количество правильных ответов быстро возрастало, при асинхронности же не наблюдалось значительного улучшения результатов, и многие испытуемые довольно быстро отказывались от продолжения эксперимента. Если на их участии настаивали, то они совершали даже большее количество ошибок, чем в начале, поскольку для простых закономерностей пытались найти очень сложные объяснения, искали сложные решения там, где они были очевидны.

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира.
Уже в раннем детстве - в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

1. полное отсутствие последствий (депривация). Когда вы что-либо делаете и надеетесь на обратную связь (поругают/похвалят/как-то отреагируют на ваше поведение), а никаких реакций не следует.

2. однообразие последствий. Т.е. когда в ответ на ваши успехи или неуспехи в работе, сотрудник, получает совершенно одинаковые (безразлично, приятные или неприятные) последствия.

3. отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко премия, все это - последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае премия перестает ассоциироваться с результатами труда, критика начальника - с ошибками, допущенными в задании.

Что делать, если вы обнаружили у себя признаки «выученной беспомощности»?

"Выученная беспомощность" лечится "выученной успешностью" - позитивным опытом.

Накапливайте свой позитивный опыт.
Хотите, начните вести дневник или журнал своих успехов. Перечитывайте его. Помните, что это ВЫ справились с заданиями!

Попросите кого-то из близких оценить вашу работу. Желательно, чтобы человек был позитивно настроен относительно вас и поддерживал вас, даже если что-то не получается.

Разбейте, как вам кажется, сложное задание на более мелкие части. Обязательно хвалите себя, за то, что вам удалось выполнить часть задания.

Подумайте, кто кроме вас смог бы справиться с таким заданием. Наверняка вы вспомните только себя. Опыт любого человека уникален, кроме вас так бы никто не сделал.

Если вам тяжело отделаться от тягостных мыслей, решите свою проблему с профессионалом. Это может быть профессиональный коуч или психолог.

Успехов вам в освоении «выученной УСПЕШНОСТИ»!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!