Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста

Авторство

Федоренко Галина Александровна

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: НЛП, арт-терапия, психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная терапия, онлайн, сказкотерапия, экзистенциально-гуманистический подход, эриксоновский подход

С первого взгляда может показаться, что тут нет ничего общего. Но при более подробном рассмотрении становится очевидным, 
что успеваемость напрямую влияет на самооценку, 
а в дальнейшем самооценка влияет на успеваемость.

Во взрослой жизни высокая самооценка способствует более успешному построению карьеры и межличностных отношений.

Самооценка является основным компонентом для развития самосознания. Под самосознанием имеется в виду осознание самого себя и своих возможностей как физических, так и умственных.

Самооценка позволяет младшему школьнику ставить реальные цели и тем самым получать удовлетворение от проделываемой работы.

В начальной школе ребята могут либо повысить самооценку за счет собственных усилий, поддержки сверстников и объективности преподавателей, либо понизить ее в случае неспособности устанавливать контакт и при низком доверии родителей к словам и претензиям ребенка.

Важно! Самооценка ребенка определяется не только справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его отношением к себе и оценкой, получаемой от ближнего окружения: как от взрослых, так и от детей, с которыми ребенок контактирует вне дома.

На сегодняшний день и в школе, и дома к ребенку предъявляются все большие требования к обучению и самовосприятию. И родители, и учителя должны помнить о том, что дети -личности постоянно меняющиеся и развивающиеся. То, что сегодня для одного является сложным, другому дается легко. Но завтра все может оказаться наоборот. Поэтому стоит активно укреплять веру ребенка в себя и в свои интеллектуальные способности.

Каждый родитель и учитель сталкиваются с негативными эмоциями ученика на получаемую оценку, замечания о поведении, разногласия со сверстниками и нежеланием выполнять требования. К сожалению, часто источник подобного поведения не просто остается неизвестным, его даже не пытаются прояснить. А это очень важно, ведь эти реакции являются сигналом какого-то неблагополучия возникшего в психике ребенка.

Подобное поведение может иметь разную продолжительность, глубину и заряженность. Если Вы замечаете хоть малейшее изменение в поведении ребенка, обратитесь к специалисту. Ведь в данный момент происходит формирование взглядов и интересов Вашего ребенка, а соответственно формируется его личность и самооценка.

Важно! Помните, что самооценка, закрепившаяся на этапе первичной оценки другими людьми, и ставшая чертой характера, не ограничится только образовательным процессом, со временем низкая самооценка распространится и на другие жизненные сферы.

На определенном жизненном этапе самооценка становится более важной, чем оценка окружающих. В такие периоды самооценка становится стержнем, за счет которого переживаются как нормативные, так и ненормативные кризисы, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Виды самооценки и их влияние на дальнейшее становление личности ребенка

Очевидным фактом является то, что оценка себя не существует отдельно от тех действий, на выполнении которых она формируется.

Важно! Всегда при научении ребенка чему-то новому помните главное правило «От простого к сложному» и не забывайте давать ребенку возможность как следует и с разных сторон освоить новый навык.

При адекватной самооценке ребенок более активно берется за освоение новых задач, он более контактен и активен, самостоятельно пытается решить задачки и сам выражает желание попробовать справиться с более трудной задачкой. При сложностях с решением они обращаются ко взрослым и не отступают при возникших трудностях. Такие дети более самостоятельны.

Заниженная или неадекватная самооценка очень влияет на настроение и поведение ребенка. Дети выбирают более легкие задачи, чем способны решить, таким образом не происходит развитие. Почти никогда самостоятельно не проявляют инициативу в любых действиях. Такие дети очень чувствительны к похвале как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Но проблемы самооценки могут быть настолько глубокими, что похвалы всегда бывает мало.

Негативной для формирования успеваемости является и завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, берутся решать задачи, которые им не под силу, часто не выполняют свои обещания. Что явно не способствует их гармоничному развитию. Для таких детей свойственна резкая смена настроения.

Знать уровень самооценки ребенка важно и необходимо для того, чтобы помочь ему сформироваться в дальнейшем в уверенную в себе личность. Необходимо помнить о том, что самооценка ребенка только начинает формироваться. Она очень подвижна, легко поддается воздействию окружающих.

Общаясь с ребенком дома, а также с учителем в школе важно формировать или подкорректировать самооценку в сторону адекватной. Ведь в будущем, опираясь именно на самооценку, ребенок строит планы, мечты, надежды. Самооценка полностью формирует то, на что человек претендует и что в итоге получает.

Важно! Ребенок не появляется на свет с каким-либо отношением к себе. Как и многие другие особенности его личности, самооценка формируется в процессе воспитания сначала в семье, далее в социуме.

Ученые, проводившие исследования в данном направлении, не выявили связи между самооценкой и количеством времени, проводимым родителями с ребенком. Значимыми и ведущими являлись показатели качественные. Необходимо бережно и уважительно относиться к тому, что и как делает Ваш ребенок. Чем он интересуется. Что вызывает в нем неприязнь. Не стоит всегда ставить под сомнения слова ребенка о ком-то или о чем-то, даже если речь идет о поведении или высказывании взрослых.

В психологическом консультировании часто сталкиваемся с проблемами и травмами, нанесенными детям в школе учениками и учителями, но еще большей травмой является недоверие к словам ребенка в семье.

Важно! Помните, что самооценка - не статичное образование, она меняется на протяжение первых лет обучения в начальной школе. В какие-то моменты она будет завышенной, адекватной или заниженной.

Любите своих детей и прислушивайтесь к тому, что они говорят!
Цените их откровенность!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!