Особенности социально-психологической адаптации детей в приемных семьях

Авторство

Луговой Александр Сергеевич

Психолог
Город: Нижний Новгород
Виды деятельности: психолог-консультант

Современное российское общество находится в эпохе перемен. Изменения коснулись сферы экономики, образования, права, социальных отношений и т. п. В социальной сфере в последние годы получил существенное развитие институт приемных семей. Основной задачей данного типа семьи является создание условий для благополучного развития ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, а также формирование психологической и эмоциональной защищенности ребенка. Попадая в приемную семью, ребенок не просто меняет место жительства. В жизни маленького человека происходят глобальные изменения, затрагивающие психологическую, социальную, когнитивную, эмоциональную и др. сферы жизнедеятельности. Изменившиеся условия жизнедеятельности требуют от личности приспособления к новой реальности. Характер социальной-психологической адаптации ребенка в приемной семье определяет насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, от которых будет зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности, что и определяет актуальность данного исследования.

Российские ученые И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых изучали особенности личностного развития детей–сирот в условиях институционального воспитания, при этом особенности адаптации приемных детей в новых социальных условиях замещающей семьи на данный момент изучены недостаточно.

Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения приемных детей в новую семейную среду и ее освоение. Это обеспечивает такое их взаимодействие и взаимное приспособление, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ребенка его потребностей, целей, ценностей, но и для изменения, т.е. обогащения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление принимающей семьи к интересам приемного ребенка создает условия для более глубокой его адаптации и самореализации, а сам адаптированный ребенок также способствует обогащению семейной среды.

Социально-психологическая адаптация детей в приемных семьях имеет свои особенности.

В своих исследованиях Е.В. Гребенникова и О.В. Фирсова приходят к пониманию того, с чем мы не можем не согласиться, что успешность социально-психологической адаптации детей в приемных семьях обеспечивают как минимум три значимых фактора: индивидуально-психологические особенности приемных детей, стиль семейного воспитания и детско-родительские отношения. Данными авторами подтверждено эмпирическими исследованиями, что уровень адаптации детей-сирот по таким показателям «адаптивность», «принятие других», «эмоциональный комфорт» ниже, чем у детей, проживающих в родительских семьях. У приемных детей регистрируется высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, зависимость, эмоциональная возбудимость, преобладание эгозащитного типа реакции, при котором появляется потребность в защите слабого «Я». Уровень групповой конформности у приемных детей оказался ниже, чем у кровных.[2]

О.М. Степченкова в своей статье отмечает следующие детерминанты особенностей адаптации приемных детей: отсутствие глубоких эмоциональных связей со значимыми людьми, которые служат основой и источником жизненных сил для ребенка, закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. Вторая причина относится к линии социального развития ребенка, т.е. приобретения социальных навыков обслуживания и общения. Автором статьи также отмечается наличие у детей-сирот проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность, в отдельных случаях задержка развития эмоционально-волевой сферы.

Исследование Бессчетновой О.В. и Юмашевой Т.А. показало, что существует связь между взаимоотношения в приемной семье и стилем воспитания. Так демократический стиль воспитания предоставляет ребенку возможность быть самостоятельным, не ущемляя его прав, при этом воспитывая ответственность при взятии обязательств, формирует самоконтроль. Авторитарные родители постоянно контролирующие детей, настаивающие на жестком соблюдении правил в итоге получают отношения, где есть место злобе, агрессии и конфликтам. По нашему мнению стиль воспитания, в котором превалируют ценности равенства личности ребенка и родителя, где взрослый сопровождает ребенка на пути его взросления и становления, всячески поддерживая принятие воспитанником социальных норм и правил, будет способствовать скорейшей адаптации нового члена в приемной семье.

Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б в своих исследованиях пришли к выводу, что характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами: 

- мотивом усыновления -   дисфункциональные мотивы усыновления детей, могут привести к определенным сложностям при адаптации и воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям;
- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка; 
- степенью гибкости-ригидности семейной системы, имеющей дисфункциональные семейные правила и границы, могущие негативно влиять на детско-родительские отношения в приемных семьях [3] .

Мы считаем, что обозначенные авторами статьи факторы, которые определяют характер детско-родительских отношений, влияют также и на особенности протекания процесса адаптации ребенка в приемной семье, усложняя приспособление к новым условиям в случае дисфункциональности данных факторов.

Выше перечисленные особенности, факторы и детерминанты социально-психологической адаптации детей в приемной семье, по нашему мнению, могут не только осложнить процесс вхождения ребенка в новую семью, но и при отсутствии опыта и понимания приемными родителями механизмов адаптации — способствовать регрессу навыков социальной коммуникации юной личности в следствии чего становится почти нереальным приобретении опыта близких и доверительных отношений, в которых было бы возможно удовлетворение базовых потребностей, а также потребностей в саморазвитии и самоактуализации. Дезадаптированная личность, не имеющая ценностных ориентиров, не обученная к принятию и соблюдению моральных правил и законов современного общества, становится кандидатом в социальные изгои, готовым пополнить ряды правонарушителей и преступников. Поэтому мы считаем, что для успешной адаптации ребенка в приемной семье необходима психолого-педагогическая подготовка будущих родителей и дальнейшее сопровождение семьи специалистами органов опеки.

 

Список литературы:

  1. 1. Бессчетнова О.В. Приемная семья:сущность, проблемы, перспективы развития: монография/ О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов : Изд. Центр «Наука», 2007. - 136 с.

  2. 2. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4 (82)

  3. 3. Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!