О кризисе среднего возраста

Авторство

Гладков Владимир

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия, психодрама, прочие подходы и методы
Гладков Владимир

Кризис среднего возраста.

Кризисы взрослого периода жизни человека и, в частности, кризисы среднего возраста исследовались мало и в большей степени западными психологами.

Термин кризис середины жизни или кризис сорока лет впервые был введен Д.Левинсоном. Даниель Левинсон в течении нескольких лет изучал группу мужчин разных профессий. Левинсон отметил что для детей и юношей существуют основные принципы развития, а в развитии взрослых имеются периоды, в течение которых необходимо решить определенные задачи. Человек продвигается от одного периода к другому лишь в том случае, если начинает работать над решением новой задачи развития и создает новую структуру своей жизни. Согласно расчетам Д. Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной больше семи – восьми лет.

Осознание человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

П. Массен и соавторы критический период середины жизни обозначают как «десятилетие роковой черты», (Массен.П., Конгер.Дж., Каган.Дж., Гивитц.Дж.,1997) который охватывает период от 30 до 40 лет. Главной характеристикой этого периода является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождений с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью обнаруживающимися вдруг с устрашающей резкостью.

В 20 – 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог», но после 40 так уже ни кто не скажет – это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он уже никогда не станет президентом компании, сенатором, писателем и т.п.

Освобождение от иллюзий, которое является типичным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия «роковой черты»: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины».

Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, П.Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивацию.

Для большинства людей в период, предшествующий непосредственно началу сороковых лет, продолжают существовать вначале в неизменном виде отношения к жизни и уверенность в себе, завоёванные в первой половине тридцатых годов. А потом, как описывает Б.Ливехуд : «Случается непонятное: как «тать в ночи», в этот надёжный и спланированный мир прокрадывается сомнение. Да, действительно ночью просыпаешься: и не можешь больше уснуть, в голове проходят события дня. Маленькие неприятности, дела, которые не удались, волнуют, собираешься сказать тому или другому наконец – то свое мнение, потом наступает полусон и вдруг кошмарное представление: «Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большое – одни и те же проблемы, но с другой стороны.

Двадцать пять лет! Откуда может появиться что – то действительно новое? В моём браке? Ну да, знаем друг друга, дела идут не хуже, чем повсюду, но что то новое в этом браке? В моей работе? Я же знаю, чего там следует ожидать, во всяком случае не много нового! Откуда же тогда оно должно появиться? Начать новое хобби?..

На следующий день всё проходит, и жизнь идет своим обычным ходом. Но такие мгновения возвращаются, теперь уже среди бела дня, даже во время конференции. Вдруг уже не можешь больше сосредоточиться!

Но может пойти и иначе: ты доволен работой, представляющей много позитивных социальных и культурных возможностей, ты счастлив в семье. У тебя хорошее взаимопонимание с подрастающими детьми и их друзьями, в твоём доме вращаются приятные молодые люди – с ними можно было бы самому помолодеть! Но вдруг закрадывается абсурдная идея: если бы я знал, каково моё действительное предназначение в этой жизни! Супруга успокаивает: ты созрел для отпуска, давай погуляем, после этого все снова будет иначе. Ты же любишь свою работу, ты ведь не хотел бы поменять её на что то другое? После отпуска наступает улучшение, но… Червяк гложет и гложет, и как только внутри становиться тихо, он становиться все слышнее…» (Ливехуд Б.,1994. С.72-73).

Убывание физических сил и привлекательности.

Ещё одна из проблем, с которой сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом, это убывание физических сил и привлекательности. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Невольно появляются мысли о том, что лучший, наиболее работоспособный период жизни уже позади, а сделано так мало.

«Достигнув середины жизненного пути,- пишет Г.Шихи, - человек начинает видеть, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание, угасание физических сил. Изменение первичных ролей – любой из этих моментов может придать периоду характер кризиса. Это время опасностей и больших возможностей. Человек может переосмыслить ориентиры, по которым оценивал собственную личность в первой половине жизни, и тот, кто воспользуется этой возможностью, будет искать истину.

Чтобы успешно пройти этот кризис человек должен повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку своих ресурсов.

Женщина сталкивается с этими проблемами раньше, чем мужчина. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует что выбор, который ей предстоит сделать, может оказаться её «последним шансом», и потому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно её муки и раздумья, с чего же начинать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать.

Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает подгонять их. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере. Теперь мужчине не достаточно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом который имеет невысокое жалование за хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль.

Каковы бы небыли достижения, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, отягощенность заботами и считает что его, недооценили. Он может отказаться от хорошо налаженных структур, включая брак. Все больше мужчин в середине жизни ищут новое дело. Некоторые, ломаются». (Шихи Г.,1999.С41-42).

В это время человек серьезно начинает задумываться о здоровье, начинает вести здоровый образ жизни: отказывается от вредных привычек, приобщается к занятиям физической культурой. Нередко именно в зрелом возрасте наиболее распространен сознательный отказ от курения, злоупотребления спиртным, возрождается тяга к движению, физическим усилиям.

Серьезные изменения в кризисе середины жизни претерпевает область сексуальных отношений. Одни люди охладевают к интимной сфере, с удивлением вспоминают, сколь большую роль она играла для них в молодости. Другие предпочитают смотреть на всех особ противоположного пола как на «потенциальных партнеров», а на людей своего пола как на потенциальных «соперников».

Поиск новых ценностных оснований жизни.

В молодости и во взрослости человек успешно пользовался определенной системой ценностей: работа, семья, социальное и материальное благополучие и т.п. Эта система ценностных ориентаций казалась единственно возможной и действенной; все жизненные проблемы решались в рамках этой системы.

В конце тридцатых – начале сороковых годов духовное развитие встаёт на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы. В этот период жизни начинают доминировать «духовно – душевные стремления». Человек входит в совершенно новую и очень важную фазу своей жизни, в которой он вырастает для зрелого человеческого бытия.

В период кризиса взрослости человеку приходится производить переоценку собственных ценностей. Если такая переоценка произведена, человек начинает перестраивать и свой образ жизни в соответствии с ней. Если этого не сделано, взрослый человек сохраняет иллюзию о себе как о молодом человеке – в дальнейшем это может привести к отчаянию и разочарованию в жизни.

Отечественный психолог Б.С.Братусь считает, что личность не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. «Осознание конечности своего бытия впервые во всей своей грандиозности ставит вопрос о смысле жизни, заставляет искать этот смысл в том, что превосходит конечную индивидуальную жизнь, что не уничтожается фактом смерти». (Братусь Б.С., 1988 стр.44).

Осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни – являются ценностями. Подлинная ценность должна быть всегда обеспеченна «золотым запасом» соответствующего смысла, в противном случае она девальвирует до уровня простой декларации. Именно ценности являются основными, конструирующими единицами личности, они определяют главные и относительные постоянные отношения человека к основным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе.

Человек в процессе развития идентифицирует себя с определенным смысловым полем, для усвоения и понимания которого требуется вхождение в это пространство, его обживание, бытие, переживание и страдание в нем. Смысловые поля (напр. наука, истина) находятся вне нас, они наши опоры, они такие же объективные, как твердь земли. Все вместе они образуют единое смысловое поле человечества, противостоящее разрушению, удерживающее мир от сползания и распада. Человек становится здесь посредником, медиатором, проводником, условием существования и действия этого поля. Человек многогранен, но при всем многообразии обычно лишь в одном он может обрести искомое, вернее одно лишь в данный момент может выбрать как пространство борьбы за это искомое. Найдя это искомое, оно преобразовывается так, что становится внутренним идеальным, становится опорой. Одним из средств жизни. (Братусь Б.С.,1999).

В.И.Слободчиков в соавторстве с Г.А.Цукерман кризис взрослости обозначают как разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. «Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально – позиционные или конфессионально – политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома».(Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.,1996.С.45).

Г.Шихи поиск ценностных оснований жизни называет поиском истинного единства с нашим внутренним «Я». «Лишь собственное «Я» может спасти мужчин и женщин, находящихся в середине жизни. При прохождении жизненного цикла нелегко освободится от чужого влияния в своих фантазиях, так как основные элементы нашего внутреннего «Я» связанны с другими людьми: родителями, друзьями, детьми или наставниками. Когда мы переходим ко второй половине жизни, привязанность к этим людям становится меньше или утрачивается. И выясняется, что привязанности, которые мы считали жизненно важными, не столь значимы для нас. Осознание этого толкает нас на поиски истинного единства с нашим внутренним «Я». (Шихи Г.,1999.)

Разрешение кризиса среднего возраста.

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и содержательной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни любого человека.

В кризисе взрослости требуется серьёзное осмысление своей жизни, взвешенная оценка жизненных целей и возможностей.

Как отмечают отечественные психологи, если человек в кризисе взрослости осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует старые, если предпочтет активно действовать, решать проблемы, а не сетовать бесконечно на невезение, коварства жизни, то он вполне благополучно преодолеет этот «перевал» и с новыми планами, с чувством оптимизма вступит в следующий период своей жизни – период зрелости. Самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период – период зрелости (40-45 – 50-55 лет), к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы. (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М., 1999. С.39).

Результатом кризиса средних лет является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области привычного существования, приведение личности в соответствие изменившимися условиями жизни. «Происходит нечто вроде «терапии смысла жизни», - отмечал А.В.Толстых. Когда человек, осмысливая уже прожитое, обдумывая предстоящее, оказывается порой способным на самые радикальные шаги. Стали распространенными…серьезные перемены образа жизни сорокалетних людей, вплоть до смены профессии, увлечений, досуга и т.д.. (Толстых А.В.,1988. С.172)

Р.Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития чувства сохранения рода. Во-первых человек должен развить у себя уважение к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.(Годфруа Ж.,1996.С.45.).

Б.С.Братусь полагает, что выход из кризиса середины жизни может быть как позитивным, так и негативным. При позитивном варианте человек находит пути дальнейшего самосовершенствования; он достигает соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменяет смысловую сферу в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия, к появлению разного рода «защитных» мотивов, которые толкают к осуществлению ложнокомпенсаторной деятельности. Смысл этой деятельности сводится к тому, чтобы «законсервировать», оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему. (Братусь Б.С.,1980. С3-13.).

 

Одним из вспомогательных вариантов позитивного выхода из кризиса середины жизни может быть прохождение цикла сессий с коучем, где возможны: исследование существующих жизненных целей и ценностей, поиск перспектив нахождения новых ценностей и смыслов и выработка стратегии их реализации.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!