Нейропоэзис как новое гомопоэтическое направление, объединяющее на основе парадигмы комплементарности науку, философию, искусство и цифровые технологии
НЕЙРОПОЭЗИС КАК НОВОЕ ГОМОПОЭТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ НА ОСНОВЕ ПАРАДИГМЫ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ НАУКУ, ФИЛОСОФИЮ, ИСКУССТВО И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Мирошник И.М.
НПЦ модернизации психологической помощи, Москва
В научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник введено понятие «Нейропоэзис» (Neuro-poiesis, от греч. neuron - нерв и лат. роēsis и греч. ποίησις «творчество), отличающееся по смыслу от термина «нейрогенез» (и его редко употребляемого синонима «нейропоэз»), традиционно обозначающего в русскоязычной научной литературе процесс, посредством которого клетки нервной системы, нейроны, вырабатываются нервными стволовыми клетками. Нейропоэзис (поэзис мозга) - это особая, нерефлекторная, творческая активность мозга и наиболее совершенная форма динамической селективной координации нейронов в нейронных сетях, возникающая при определённых условиях организации жизнедеятельности человека, стимулирующих нейропластичность и нейрогенез в обогащенной, творческой, комплементарной био-социо-духовной среде. Нейропоэзис открывает новые творческие, познавательные и восстановительные возможности мозга Человека.
Отметим, что И.М.Мирошник впервые выделяются в нейропоэзисе (поэзисе мозга) не только биологические (нейротрофические) факторы роста, но и в равной степени социально-психологические и духовные факторы (эстетический, этический), способствующие повышению функционального, регенеративного и эволюционного потенциала головного мозга Человека. Поэтому нейропоэзис (как транспоэтическая нейрокоординация) — это процесс и результат эстетического самотворения, гармонизации и развития мозга, психики и личности человека в триединстве природного, социального и духовного бытия. Нейропоэзис (Neuro-poiesis) в широком смысле – это альтернативное трансгуманизму, новое, кросс-дисциплинарное гомопоэтическое (человекосозидающее) направление развития персоналитической культуры комплементарности, объединяющее искусство (включая новое синестетическое искусство), науку, философию и передовые цифровые технологии на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития - парадигмы комплементарности (И.М.Мирошник).
Координационная парадигма развития (парадигма комплементарности) определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма (выхода «постчеловека» за пределы видовой и культурной идентичности) – к гомопоэзису (человекотворению, от лат. Homo - человек и poiesis - творение), то есть творческому самосозиданию, гармоничному развитию и преображению человека в персоналистической культуре комплементарности, возникающей в хорошо темперированном общественном строе. К базовым законам и методологическим принципам Координационной парадигмы развития (КПР) как философии, методологии и идеологии комплементарности относятся: закон эволюции форм и способов селективной динамической координации и самокоординации; принцип амфотерной детерминации развития (отличающийся от амбивалентности); методологический принцип координационной, гармонической комплементарности, отличающийся от принципа взаимоисключающей дополнительности Н.Бора; принцип взаимного соответствия комплементарных противоположностей; закон единства и координации комплементарных противоположностей, (альтернативный диалектическому закону единства и борьбы взаимоотрицающих противоположностей); закон притяжения и гармонического резонанса комплементарных противоположностей; закон хиазмы и ее обращения; принцип обращенного отражения; принцип амфотерного «третьего»; принцип координационного триединства и др.
В КПР как парадигме комплементарности основополагающую роль играют: закон единства и координации комплементарных (соответствующих друг другу) противоположностй, определяющий внутренний источник и движущую силу развития, и принцип гармонической комплементарности как фундаментальный общенаучный методологический принцип эволюционного развития и гармонии (Мирошник И.М., 2000-2002), существенно отличающийся от принципа взаимоисключающей дополнительности Н.Бора, в соответствии с которым необходимо применять в познании взаимоисключающие (не взаимодействующие в реальности), т.е. органически несовместимые, «дополнительные» классы понятий, например, корпускула и волна. Как известно, на создание концепции дополнительности, охватывающей не только физику, Н.Бора вдохновили работы психолога У.Джеймса, в которых понятие «комплементарность» впервые было использовано для обозначения отношения взаимоисключения при описании «комплементарных» (несовместимых) модусов сознания, возникающих у больных, страдающих расстройством множественной личности, а также у больных шизофренией. Такая «боровская» взаимоисключающая комплементарность была также определена в психиатрии как амбивалентность (несогласованность, противоречивость) - характерный признак шизофрении. Блейлер использовал термин «амбивалентность» для обозначения феноменов патологической двойственности в мышлении, в аффектах и в поведении. Амбивалентность указывает на факт раскола личности на две антагонистические субличности, при этом пациент идентифицирует себя то с одной, то с другой из них, не отдавая предпочтения при этом ни первой, ни второй (Е.Блейлер,1911).
Абсолютизация в мировоззрении, политике, науке, образовании принципа амбивалентной, взаимоисключающей дополнительности Н.Бора превращает его в метафизическую догму. Идеология и политика амбивалентности индуцируют в социуме болезненное «шизофреническое» мышление и поведение. В современной мире идеология амбивалентности формирует общество, в котором «шизофреническая» амбивалентность становится легитимной и социально одобряемой. Например, в работах проф. Т.Н.Зеленской личностная амбивалентность (аффективная, когнитивная, поведенческая) рассматривается как необходимая составляющая внутреннего мира, стабильное и стойкое свойство личности, характерное для разных сфер, а также возрастов (Зелинская Т.Н. Национальный педагогический университет, Украина, 2013). Возможно, в современном мире амбивалентность действительно становится свойством личности, позволяющим ей адаптироваться к внешним условиям существования, однако такая «адаптация» губительна для психики и мозга человека, так как нарушает фундаментальные координационные механизмы развития. Широко распространённое в современной научной литературе ошибочное не различение или отождествление существенно различных методологических принципов: амбивалентной взаимоисключающей дополнительности Н.Бора и гармонической (координационной) комплементарности И.М.Мирошник является одним из проявлений интеллектуальной (когнитивной) амбивалентности и дискоординации в общественном сознании. Общеметодологический принцип гармонической (координационной) комплементарности отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности подходят друг другу как ключ к замку, способны синхронизироваться, координироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать, порождая качественно новое. Причём, если с позиций диалектики взаимодействие взаимоисключающих противоположностей определяется как противоречие - внутренний источник развития, то с позиций парадигмы комплементарности Мирошник, напротив, противоречие рассматривается не как источник, но как препятствие на пути развития, а взаимодействие комплементарных (соответствующих друг другу) противоположностей определяется как избирательная координация, которая является действительным источником и движущей силой развития.
Однако в современном мире неразрешимых противоречий идеология и политика амбивалентности (взаимоисключающей дополнительности), реализуемая через систему образования, СМИ, искусство и другие социальные институты, превращается в опасное психологическое оружие массового поражения, разработанное элитой коллективного Запада для ведения гибридной войны. Не случайно идеология амбивалентности внедрялась в массовое сознание и широко популяризировалась на Украине с конца 90-х начала 2000-х годов. Успешно индуцированная коллективным Западом амбивалентность в массовом сознании двух (родственных по крови и культуре) народов Украины и России выступила фактором, стимулировавшим военный конфликт между этими славянскими народами. В тоже время важно понимать, что индуцирование по отношению к врагу (противнику) амбивалентности конструкта «свой-чужой» может существенно снизить моральный дух армии, дезорганизовать военные действия и привести к поражению. Ситуация идеологической, психоинформационной войны против России требует широкого (массового) применения средств психологической защиты и обороны, в том числе, основанных на Системе психологической координации (СПК), которая направленно защищает человека от индуцируемой интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой амбивалентности. Наши многолетние исследования, в том числе в санаторно-курортной отрасли Крыма, доказали, что развитие универсальных координационных способностей мозга, психики, личности на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития (парадигмы комплементарности) является эффективным средством психологической защиты от амбивалентного «безумия», индуцируемого элитой коллективного Запада с помощью идеологии и политики амбивалентности в условиях глобальной субординации и дискоординации общественного сознания и бытия. Методы и средства инновационной психологической службы, включающей высокие гомопоэтические технологии, разработанные в научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности с учетом глубинных культурно-исторических кодов и традиций русской цивилизации, показали высокую эффективность в процессе комплексной медико-психологической реабилитации и оздоровления населения в санаторно-курортных учреждениях Крыма. Так, например, к числу высокоэффективных нейропоэтических технологий, включенных в Программно-методический комплекс Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилина по Системе психологической координации (СПК И.М.Мирошник) относятся технологии амфотерной психометрии (коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики. И.М.Мирошник (2000 г.) предложена принципиально новая теоретическая модель амфотерной психометрии (МАП) – модель коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики. Эта инновационная модель амфотерной, коррекционно- развивающей психологической диагностики, принципиально отличная от классической диагностики и традиционной психометрии, основывается на теоретическом осмыслении и практическом использовании выявленного парадокса психологического измерения, который аналогичен квантовым эффектам современной физики: процедура измерения производит изменение. С точки зрения методологии ЛОК-терапии психические процессы, состояния и свойства личности в значительной мере зависят от уровня саморефлексии субъекта, то есть от степени их осознания. Следовательно, если инструментом такого осознания выступает психологическое измерение с информирующей клиента обратной связью (биологической, психологической), то оно неизбежно производит изменение тех свойств субъекта, для измерения которых предназначается. В процессе амфотерной коррекционно-развивающей психодиагностики создаются соответствующие условия, изменяются установки, цели, задачи, формы и традиционные способы использования диагностических методик. Позиция комплементарного психолога-координатора (педагога, психотерапевта), проводящего продуктивную амфотерную психодиагностику, также принципиально отличается от стандартной психодиагностики: она должна основываться на комплементарно-координационных отношениях, быть активной и гибкой, а не нейтральной.
Принципиально новым в компьютерной психотехнологии Мирошник, Гаврилина является конструктивное применение выявленного И.М.Мирошник (2000 г.) мотивационного эффекта информирующей обратной связи (ИОС), что позволяет осуществлять процедуры целенаправленной регуляции (оптимизации) психических процессов, состояний и свойств субъекта. Мотивационный эффект ИОС возникает в процессе измерения с помощью психодиагностических методик параметров психических процессов, состояний и свойств личности, как результат осознания пациентом амфотерности "реального" и "идеального", то есть различия актуального значения измеряемых параметров и их потенциально возможных, более оптимальных значений, которые имплицитно задаются в процедуре измерения. Итак, в отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения психических процессов, состояний и свойств личности, выполняют одновременно диагностическую, коррекционно-терапевтическую и развивающую функции. Например, применение диагностической методики "Таблицы Шульте" при создании определенных комплементарных условий, изменении установки (инструкции), целей, задач, формы и традиционного способа использования этих диагностических цифровых таблиц стимулирует нейропластичность, повышает обучаемость, работоспособность нервной системы, улучшает оперативную память, обеспечивает направленную регуляцию уровня активного внимания, темпа сенсомоторных реакций и развитие когнитивных способностей личности. Таким образом, в ЛОК-терапии с применением мультимедиа-программы И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилина «Интерактивный психологический театр 2000+» диагностическая методика «Таблицы Шульте" в соответствии с моделью амфотерной психометрии преобразована в компьютерную диагностико-коррекционную и развивающую методику "Темп" – эффективный нейропоэтический тренажер для развития мозга. Аналогично, нейропоэтическая синестетическая методика амфотерной психодиагностики «Звуко-цветовое симультанирование» (ЗЦС И.М.Мирошник, 1983) при создании определённых комплементарных условий эффективна как диагностическая, коррекционно-терапевтическая и развивающая творческие координационные способности личности, пластичность креативного мозга. Как показали многолетние исследования (Мирошник И.М., 1983-2001), сочетанное применение этой синестетической методики и цветовых карт Люшера (до, во время и после проведения ЗЦС), создает синергию методики звуко-цветового симультанирования Мирошник и цветового теста Люшера с информирующей обратной связью, значительно повышающую их диагностический, коррекционно-терапевтический и развивающий потенциал. В процессе амфотерной коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики осуществляется плодотворное комплементарное взаимодействие психолога и клиента, педагога и ученика, врача и пациента. Такая продуктивная психодиагностика позволяет не только эффективно осуществлять психокоррекцию, но (при создании соответствующих условий) проектировать и потенцировать позитивные психические процессы, состояния и свойства личности, например, с применением методики ЛОК-терапии «Я и другие» (модификация ДМО Т.Лири), «Тонус» (модификация «СУПОС-8» О.Микшика), методики И.Мирошник «Симультанный художественный образ» с применением метафорической картинной галереи (модификация методики личностных конструктов Келли), методики «10 слов» и «Пиктограмма» Лурия для развития памяти и опосредованного мышления, тестов Векслера, Айзенка для развития интеллекта (повышения IQ), проективных методик с использованием тестового материала Люшера, Роршаха, ДДЧ и др. Существенную роль в нейропоэзисе играет каузально-телеономическая технология формирования комплементарного образа будущего, которая базируется на принципе амфотерной (каузально-телеономической) детерминации развития (И.М.Мирошник, 1999). По этой технологии с помощью психодиагностических методик Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии с применением мультимедиа-программы И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилина «Интерактивный психологический театр 2000+» субъект (клиент) производит самооценки: реального (каузального) «Я»; идеального (телеономического) «Я», которое он желает сформировать; результирующего (действительного) «Я». Степень согласованности (по сходству и различию) каузального, телеономическкого и действительного «Я» оценивается и предъявляется клиенту с помощью психометрической координационной обратной связи. В этом процессе направленной трансформации психических состояний и свойств субъекта в поле напряжения необходимого (каузальной детерминации будущего) и возможного (телеономической детерминации будущего) формируется мотив координации комплементарных противоположностей: актуального и потенциального, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, каузального и телеономического. Для возникновения такой мотивации самодвижения субъект трансформации должен осознать необходимое и возможное, т. е. выразить, объективировать во внешних образах каузальное и телеономическое состояния или свойства личности (образ-проект идеальной цели), например, с помощью художественных мультимедийных (аудиовизуальных) образов, а также художественных образов-персонажей (литературных, кинематографических, изобразительных, драматургических и др.), классифицированных с помощью психодиагностических методик. Опосредствованное объективированными образами психических состояний (свойств) личности действие-осознание рассогласования необходимого (реального) и возможного (желаемого) выступает как мотив селективной координации, запускающий процесс направленной трансформации субъекта. В результате такого скоординированного самодвижения формируется амфотерное третье — новое «действительное» состояние, которое является гармоничным координационным соединением «каузального» и «телеономического». Для реализации этой технологии в СПК с мотивационным эффектом обратной связи создаются психометрические пространства типологизированных художественных образов (литературных, поэтических, музыкальных, изобразительных, пластических, графических, драматургических и др.), которые в совокупности задают гетеромодальные психоэстетические координаты развития личности. Объективации актуального и потенциального «Я» в комплементарные психометрические и художественные образы создает новые координационные связи, стимулирует нейропластичность и нейрогенез, развивает эмоционально-образное восприятие и мышление, когнитивные координационные способности, повышает творческий потенциал личности и позволяет значительно снизить показатели депрессии, агрессии, тревоги.
К высоким гомопоэтическим технологиям, разработанным в научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности, также относятся: Нейрокоординационное эстетическое ауто- и гетеропрограммирование, психопрактика Нейропоэзиса, Синестетическая (кросс-модальная) Арт-терапия с ИОС и др. В соответствии с координационной парадигмой комплементарности универсальным кодом развития является единство и координация комплементарных (взимосоответствующих) противоположностей, их селективное координационное симультанирование в комплементарном взаимодействии. Одним из проявлений универсального кода развития, как единства и координации комплементарных противоположностей, является синестетический код одаренности и здоровья нации, актуализация которого осуществляется по Системе психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи, например, с применением нейропоэтической методики Арома-Звуко-Цветовой координации (АЗЦК) или развивающих синестетических игр И.М.Мирошник.
Эти инновационные разработки российской научной школы координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник, начиная с 1998 года применялись по лицензионному договору в 14 санаториях Крыма, среди которых (в скобках указан год первичной лицензионной установки): Санаторий для детей с родителями "Приморье", Евпатория (1998); Детский санаторий "Смена", Евпатория (2005); Детский санаторий "им. Т.Г.Шевченко" Мэрии и Правительства Москвы (2005); Санаторий "Мрия", Евпатория (2006); Санаторий "Нижняя Ореанда", Ялта (2006); «Сакская физиотерапевтическая больница» (2006); Детский клинический санаторий им. Н.К.Крупской, Евпатория (2007); Санаторий "Гурзуфский" (2007); Санаторий "Горный", Ливадия (2008); Санаторий "Утес", Алушта (2008); Санаторий "Крым", Партенит (2009); Санаторий "Ай-Даниль", Гурзуф (2009) и др. Более чем 20-летний опыт применения в инновационной психологической службе санаторно-курортных учреждений Крыма высоких гомопоэтических технологий (ВГТ): Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии по Системе психологической координации (ЛОК-терапии по СПК), Амфотерной (коррекционно-развивающей) психодиагностики, Синестетической (кроссмодальной) арт-терапии, Синергической интерактивной музыкотерапии (СИМ), психопрактики Нейропоэзиса, Нейрокоординационного эстетического ауто- и гетеро-программирования, Ауди-визуальной психотерапии, нейропоэтических тренажеров и тренингов для развития мозга по СПК и других технологий, объединяющих на основе Координационной парадигмы развития науку, философию, искусство и новые цифровые технологии, показал их высокую эффективность, в том числе, для ускоренной реабилитации людей, занятых экстремальными видами деятельности, людей, пострадавших в террористических актах, антропогенных катастрофах и военных конфликтах.
Ссылка для цитирования: Мирошник И.М. Нейропоэзис как новое гомопоэтическое направление, объединяющее на основе парадигмы комплементарности науку, философию, искусство и цифровые технологии: Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации (5-6 октября 2023 г., Ялта)» // Вестник физиотерапии и курортологии — 2023. — №3 —С.80-82.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!