Наследие детства

Авторство

Суслова Виктория Павловна

Психолог
Город: Владивосток
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, нарративная терапия, прочие подходы и методы

- Я ненавижу своего ребенка. – женщина промокнула платочком катившиеся слезы.

Она сидела  и полчаса рассказывала про свою дочь. Всё началось со слов гордости за нее. Дочка умница, красавица, школьная активистка. Она учится на 4 и 5, занимается танцами, у нее много друзей. Мама изо всех сил старается, чтобы у дочки было все, что только она пожелает. Модная одежда, хорошая косметика, телефон последней модели…

- Я все для неё делаю! Работаю целыми днями, чтобы купить ей что-то новое и красивое. Отказываю себе во всём. Я пять лет не покупала себе нового платья. А она не ценит моих усилий. Она принимает всё это как должное. И сегодня сказала, что я плохая мать… Я хорошая мать! Мне бы такую маму. Мне страшно, от того, что я злюсь на свою дочь и ненавижу её. Помогите мне…

Я попросила рассказать ее о себе.

Детство у Лены (назовем её так)  было не радостное. Они жили бедно. Красивое платье было одно на несколько лет и менялось только тогда, когда она совсем становилось совсем мало. Игрушки передавались по наследству от родственников. И мама….она была всегда такая уставшая, серая и замученная. С ней было стыдно выходить на улицу. Там были красивые тети в красивых платьях. Девочки с ленточками в волосах и кружевных юбочках. Лена хотела быть такой же красивой в юбочках и с ленточками. Она мечтала о своих куклах и одежде, купленной именно ей.

Прошла время, эта девочка выросла и у нее появилась возможность воплотить свои детские мечты для своего ребенка. Когда у Лены родилась дочка, она решила, что у ее дочери детство будет другое. Счастливое. Заполненное  сладостями, красивой одеждой и яркими игрушками. Она ожидала, что дочка будет ей за это благодарна. Что таким образом Лена покажет, насколько сильно любит свою дочь. Но её ожидания не сбылись…

Так началась наша работа. Не буду вдаваться в подробности и тонкости наших встреч. Скажу лишь, что прошло немало времени, прежде чем Лена смогла начать любить себя и заботиться не только о дочери, но и о себе. Она вспоминала свое детство и по крупицам доставала оттуда счастливые моменты. Она заново училась радоваться жизни. Она начала воплощать свои мечты для себя. Через полгода после окончания нашей работы я встретила её с дочерью в городе. Передо мной стояла красивая, ухоженная женщина и девочка.  По их лицам было видно, что они счастливы.

Для чего я рассказываю эту историю? Чтобы родители обратили внимание на то, что они делают. Чтобы они задали себе вопрос: зачем я так поступаю? Для кого я это делаю? Для ребенка? Для себя? Нужно ли это моему ребенку? Не пытаюсь ли я прожить детство заново вместо своего ребенка?

Я часто вижу взрослых, пытающихся снова прожить детство и детей, которых готовят  стать взрослыми, но лишенных детства.

Родители, почему то считают, что детство – это период подготовки к взрослой жизни. Время, когда ребенок учится жить, получает знания для дальнейшей деятельности. Практически никто не задумывается о том, что детство – это и есть жизнь! Насыщенная, яркая, полноценная жизнь! Столько впечатлений, переживаний, опыта, сколько человек получил в детстве, скорее всего  он не получит за всю оставшуюся жизнь

Не спорю с тем, что у взрослых больше жизненного опыта, что они должны передать его детям. Но я не соглашусь с тем, что детство нужно лишь для этого. Посмотрите на детей. Они беззаботны, они умеют радоваться и грустить. Они умеют злиться и смеяться во всё горло. Они удивляются новому и неизвестному. Для них мир полон открытий и мечтаний.

Взрослые для детей – это боги, которые могут подарить радость или наказать за проступок. Детские переживания напрямую связаны с теми, кто их родил, растит и воспитывает. Взрослые об этом знают и используют «для воспитания настоящего человека», то есть манипулируют чувствами и переживаниями ребенка. Случается так, что такие манипуляции наносят вред психологическому здоровью ребенка. Такие дети мечтают о том, что когда они станут взрослыми, то смогут компенсировать то, чего им не хватало в детстве. Внимания, ласки, заботы и т.д.

На их детский опыт накладывается жизненный опыт. В результате получается определенный багаж знаний о том, как жить и воспитывать детей правильно.

Они считают, что их детям нужно именно то, чего им не хватало, будучи ребенком. Типичные фразы таких родителей: «Своей дочке я буду покупать только лучшие платья, ведь у меня в детстве их не было». «Мой сын пойдет учиться в престижную школу. Ведь я сам окончил простую школу». «Ребенок должен быть активным в школе, участвовать в жизни класса. Я всегда об этом мечтал». «Детей нужно лупить ремнем, чтобы выбить всю дурь. Меня не лупили, вот и остался бестолочью». «На детей нельзя кричать. Я помню, как кричали на меня, было неприятно».

Можно выделить две группы. Первая – это те, которые стараются воспитывать детей не так, как это делали его родители. Вторая – это те, которые следуют правилам воспитания родителей.

Парадокс заключается в том, что и первая и вторая группы не слышат своих детей. В основном они руководствуются своими детскими переживаниями. Желая сделать «как лучше» для ребенка они забывают о том, что у ребенка есть свои чувства, желания и мечты. Что его реакция, на какую-то похожую ситуацию может быть другой.

Практически все знают, что надо дать ребенку возможность проявить свои таланты, прожить свою жизнь. Вот только не становится меньше детей, которые ходят в музыкальную школу по желанию мамы. Или посещают спортивные секции по желанию папы. И почему то никого не интересует, что вместо музыки девочка хочет изучать японский язык. Что вместо спортивной секции мальчик хочет окончить художественную школу. Так и не развиваются таланты и способности детей. Зато родители довольны. Их дети достигли того, что они не сумели в детстве. Но страшно даже не это, а то, что выросшие дети будут достигать успехов за счет детства своих детей. Это замкнутый круг.

В ваших силах разорвать этот круг! Позволить своим детям быть детьми!

Став взрослыми мы сами отвечаем за своё счастье и свои чувства. И полученный детский опыт, несомненно, влияет на нас, но он не должен руководить нашими мыслями, поступками и желаниями. Нужно разобраться со своим детским наследием. Чем оно станет тяжкой ношей или ценным грузом?

Когда возникают проблемы в отношениях с детьми, коллегами или родителями, то попробуйте ответить на ряд вопросов:

  • Что хочет он сказать своим поведением?
  • Чего он хочет этим добиться?
  • Почему это случилось именно сейчас?
  • Что я сделал, чтобы создалась такая ситуация?
  • Какую выгоду я из нее получаю?

Ответив на эти вопросы, Вам будет легче найти решение возникшей проблемы. Если не получилось сделать это самостоятельно, попробуйте обратиться за помощью к специалисту психологу.

И помните – ребенок, о котором нужно позаботиться в-первую очередь находится внутри Вас!

 И пусть детское наследие станет для Вас основным потенциалом развития!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!