компьютерные технологии в работе психолога

В отечественной психологии разработано учение о сюжетно – ролевой игре, которая зарождается в раннем детстве и становится ведущим типом деятельности в младшем и школьном возрасте. Сюжетно – ролевая игра детей представляет собой подражание деятельности взрослых и условное обозначение тех  или иных занятий. В процессе игры формируется речь, коммуникативные навыки, представления об окружающем мире. Компьютерные игры имеют тот же смысл, что и сюжетно – ролевые. Но необходимо отметить, что они по своей структуре  и общим смыслом являются имитацией и моделированием социальной реальности. Многообразия игр можно разделить на:  развивающие, корректирующие и обучающие игры. Все эти игры несут главную функцию 

- скоординированное взаимодействие различных видов мышления – логического, наглядно – образного и наглядно – действенного, умение быстро принимать решения;

- взаимодействие различных сфер психики – эмоций, чувств;

- социальное познание.

   Все эти функции развиваются в приключенческих компьютерных играх, которые сопровождаются персонажами, из какого – нибудь детского мультфильма, в них необходимо выполнить либо поручения, либо решить ряд логических задач.

    В компьютерных играх происходит включения эмоциональной сферы ребёнка, он переживает все жизненные ситуации героев этой игры. В соответствии с этим выделяют два типа компьютерной игратерапии - это коррекция эмоциональных нарушений и развитие коммуникативных навыков.

   В обычной жизни замкнутый ребёнок испытывает затруднения в общении, такие дети с интересом осваивают игру на компьютере, где ему ничто и никто не угрожает. В играх мы имеем весь набор ситуаций общения, в том числе и негативных, но ребёнку легче пережить их в игре, а затем использовать в жизни.

    Приключенческие игры, изначально в своей структуре содержат и ситуации для коррекции страхов, агрессии и депрессивного состояния. Для коррекции страхов и неуверенности в себе имеется  много ситуаций, в которых герою даётся трудные задачи: встречи с врагами и научение преодолевать эти  препятствия. Ведь страхи возникают из – за неуверенности в своих силах.

   Агрессивные, несдержанные, порывистые дети в реальной жизни наталкиваются на ответные реакции, компьютер в этом смысле является отличным тренажёром. Если ребенок, играя в игру, начинает нервничать и постоянно щёлкать мышкой, необходимо успокоить его и посоветовать, как ему действовать в неподдающейся ситуации.

   Компьютерная игра является  хорошим средством для преодоления депрессивного состояния. При депрессивном состоянии ребёнок теряет интерес к жизни, у него плохое настроение. В такой ситуации ребёнку легче играть и переживать своё состояние в игре, чем общаться со сверстниками. С помощью педагога – психолога ребёнок сможет преодолевать трудности в игре, в результате ну него начнётся вырабатываться уверенность в себе. Нацеленность на выигрыш вырабатывает мотивацию достижения успеха, которая необходима для решения любых жизненных задач, а ведь именно это необходимо для преодоления депрессивного состояния.

   Таким образом, можно сказать, что компьютерные игры содержат достаточный потенциал для развития и коррекции познавательной и эмоционально – волевой сферы, развития навыков коммуникаций. Вырабатывают такие качества как терпение, мотивацию к успеху, знание основных моделей жизненного поведения и умения решать трудные жизненные задачи.

   Приключенческие игры больше всего подходят для детей среднего и старшего возраста.

 

План занятия с использованием компьютерных игр

 

Мастерская профессора

Цель: - развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольного поведения, мелкой  

          моторики рук.

          - обучение навыкам саморегуляции.

          - снятие психофизического напряжения.

 

Ход занятия

Организационный момент

  1. Создание эмоционального настроя.
  2. Инструктирование по технике безопасности при работе  с компьютером.

Основная часть.

  1. Упражнение: «Конкретизация абстрактного».

Психолог: Сегодня мы отправимся с вами в лабораторию, которую ещё не посещали. Мы посетим «Живую лабораторию», сейчас там проходят эксперименты с животными. Давайте поможем Профессору правильно сложить картинки, на которых изображены животные. Включается игра Бесконечные пазлы».

   На экране компьютера появляется картинка, на которой по всему полю экрана расположены фрагменты единого изображения. Необходимо сложить эти фрагменты так, чтобы получилась картина. Количество фрагментов варьируется в  зависимости от сложности задания, т.е. на первом уровне их 60, на втором уровне90, на третьем уровне120. Так же в игре можно использовать функцию «поворот пазлов». Эта функция используется для усложнения задания.

  1. Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают руками оба глаза. Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют. Продолжают стоять с закрытыми глазами. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Открывают глаза, опускают руки в низ, взглядом рисуют мост. Нарисуем букву «О». Вверх поднимем, глянем вниз. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Вправо, влево повернём. Глаза смотрят вправо – влево. Заниматься вновь начнём. Глаза смотрят вверх, вниз.

  1. Упражнение «Кто скрывается в лесу?».

 

 Психолог: Молодцы вы умело справились с этим заданием. Но сейчас в лаборатории Профессор пытается вывести новую породу, к сожалению, все животные получаются чёрно – белые. Давайте сделаем профессору приятный сюрприз – мы их раскрасим.

Как ты думаешь, кто спрятался в сказочном лесу? Найди их и сосчитай.

  1. Релаксация.

Ребёнок удобно располагается не креслах «трансформерах», звучит запись релаксационной музыки и голос психолога, проговаривающий формулы расслабления: «Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Вы дышите ровно и спокойно. Вы делаете вдох  - и медленный,  плавный, глубокий выдох... А теперь представьте, что вы - воздушный шарик, очень красивый и весёлый. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится невесомым. И руки и ноги стали лёгкие – лёгкие. Воздушный шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает шарик… Ласкает шарик… Вам легко и спокойно, Вы летите туда, куда дует ветер. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Заключительная часть занятия.

Психолог: Интересно вам было сегодня на занятии? Вы с удовольствием идёте на наши занятия? Хорошо! Тогда до новых встреч!

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!