Как научиться действовать по другому.
Существует мнение, что для того, что бы взрослый человек начал вести себя иначе, нужно ему объяснить, как надо делать правильно. « Рассказать, что бы он ПОНЯЛ!» И тогда всё изменится.
Ошибка в том, что взрослые люди могут прекрасно знать и понимать, ЧТО нужно делать, КАК правильно делать, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ делать и КОГДА делать. Но при этом НЕ ДЕЛАТЬ ничего из того, что знают.
Потому что то, что мы делаем, наше поведение, определяется не наличием знаний и понимания, а внутренними установками и убеждениями.
Можно изучить огромное количество « контента» и собрать целую коллекцию знаний, но при этом сохранить все установки и убеждения. В этом случае вся накопленная коллекция может пригодиться, скорее, для светской беседы. Или для «перемывания костей» кому-либо другому, логично обосновывая, что он делает так, а что не так… а вот мы бы на его месте… да как бы хорошо всё было-то… не то что у него, потому что он ничего не понимает…а мы всё понимаем… а вот если бы « ничего не понимающие» нам не мешали, то и было бы всё у всех не так как сейчас, а гораздо лучше.
Но, увы. Когда приходит время действовать нам самим, и обстоятельства не дают нам времени на длительное обдумывание, то вся коллекция знаний уходит на задний план. И вперёд прорываются старые установки и убеждения. Накопленная коллекция пригодится позже, при обдумывании, «почему хотели как лучше, а получилось как всегда».
Оценивать установки и убеждения как правильные или не правильные, не совсем корректно. Гораздо более справедливо рассматривать их как адаптивные и дезадаптивные.
При этом, любое, даже самое древнее убеждение может сохранять свою адаптивность и в сегодняшней ситуации. (Но, это не точно)
Поэтому, если хочется изменить своё или чужое поведение при помощи « объяснения как надо делать правильно», можно рассчитывать лишь на то, что вы потренируете свою дикцию и речь. Либо много почитаете.
Взрослый человек никогда не представляет собою« чистый лист». Дезадаптивные установки и привычные поведенческие реакции под давлением полученного знания измениться, априори, не могут.
Это же относится и к процессу психотерапии.
Хорошая терапия не даёт человеку « уникальный контент». Цель терапии не объяснить взрослому человеку « ЧТО –ТО, что бы он понял». Во время психотерапии предоставляется возможность провести ревизию своих установок и убеждений. То есть, в процессе терапии человек достаёт установку, проверяет её на адаптивность и если обнаруживает, что она дезадаптивна, то меняет.
Согласитесь, что есть разница между получением нового знания и умением действовать со знанием дела ( изменяя способ реагирования).
Желаю всем психического здоровья.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!