Готовимся к школе или « Подводные камни» школьного обучения для родителей.

Авторство

Пиховкина Надежда Викторовна

Психолог
Город: Каменск-Шахтинский
Виды деятельности: психолог-консультант

Подготовка ребенка к школе – дело серьезное!

Один только выбор школы, покупка формы и сбор портфеля чего стоят.

Однако, каждому родителю ясно, что эти хлопоты лишь цветочки по сравнению с тем, что может ожидать их после того, как отзвенит первый звонок и их ребенок удобно устроится за учебной партой.

Через пару учебных недель многим родителям станет понятно, о чем именно надо было думать, занимаясь подготовкой ребенка к обучению в школе. И на чем стоило делать акценты в первую очередь.

Что делать, чтобы не пришлось учиться на своих ошибках, исправлять их так сказать « задним числом» и обращаться за помощью к детскому психологу. Постараемся определить наиболее типичные школьные трудности, которые могут возникнуть у первоклассника в начале его долго и большого пути в страну знаний и совместными усилиями их преодолеть.

Итак, основные  «подводные камни» школьного обучения.

Нежелание учиться.

Редко можно встретить дошкольника, который не хотел бы стать первоклассником и пойти в школу в нарядной форме и с букетом цветом.

Однако, к сожалению, у половины маленьких учеников желание учиться часто ограничивается лишь стремлением получить новый статус: « Я теперь – школьник, а значит - уже большой»» и атрибуты ученика: « Какая у меня новая форма, какой портфель!».

У другой половины первоклашек желание учиться сходит на нет в процессе обучения, который окажется не таким интересным и увлекательным как им представлялось.

 И это может стать очень серьезной проблемой  потому, что желание приобретать знания, по научному – школьная мотивация - один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Ее наличие -  непременное условие того, что ребенок станет успешным учеником.

Потому, что если ребенок не хочет ходить в школу, или это желание не достаточно сильное, то ни умение читать, ни умения писать или считать не помогут ему адаптироваться к новым условиям и добиться значительных результатов в учебе.

Поэтому родителям стоит формировать желание учиться  с особой тщательностью и на протяжении всего обучения в школе всячески это желание поддерживать.

Делать это следует следующим образом:

Ø     Поддерживайте интерес ребенка к учебе;

Ø     Поощряйте любые, даже саамы незначительные успехи маленького ученика;

Ø     Разговаривайте с ребенком  о школе, о его учебных делах, чаще интересуйтесь его школьными занятиями;

Ø     Не заостряйте внимание не неудачах и ошибках , помогайте ребенку в их преодолении и исправлении;

Ø     Проявляйте уважение к учебному процессу, давайте понять ребенку, что это очень важно для Вас;

Ø     Держите связь со школой и педагогом, будьте в курсе школьных дел и мероприятий.

Неорганизованность и невнимательность.

Как часто приходиться слышать от родителей фразы такого рода : « Он у меня очень сообразительный, но такой невнимательный, поэтому плохо учиться» или от учителей высказывания типа « Она у Вас могла бы учиться намного лучше, если бы была более организованной».

Действительно,  недостаток самоконтроля может очень сильно помешать успешному обучению. Способность слушать и делать то, что говорит учитель, выполнять задания по инструкции, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и контролировать собственное поведение в зависимости от ситуации, является еще одним компонентом готовности к школьному обучению – волевой готовностью.

Без нее успешное обучение невозможно или крайне затруднительно.

Уделять внимание развитию самоконтроля  ребенка необходимо еще с раннего детства, и хотя это и очень проблематично, так как детские реакции спонтанны   и сиюминутны.

Все равно родителям следует применять специальные приемы и способы, чтобы помогать своему малышу самостоятельно выполнять те или иные действия. А в старшем дошкольном возрасте формированием волевых качеств у ребенка следует заниматься вплотную:

 

Ø     Играйте с ребенком в игры, которые требуют сосредоточенности;

Ø     Поощряйте проявления самостоятельности;

Ø     Помогайте ребенку выполнять сложные действия, оказывайте посильную помощь, не лишайте его своего внимания и помощи при выполнении сложных заданий;

Ø     Давайте ребенку возможность быть самостоятельным и принимать собственные решения;

Ø     Поручайте своему малышу какие-то посильные для него дела, требующие усилий и ответственного поведения;

Ø     Соблюдайте режим дня, следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо питался и достаточно спал.

Низкая самооценка.

Очень часто в начальной школе можно встретить детей, которые интеллектуально готовы к школе, обладают высоким уровнем самоконтроля, хотят учиться, но в силу своих личностных особенностей боятся допускать ошибки, отвечать у доски, выполнять самостоятельные работы. Все это очень часто является причиной их дезадаптации.

Это дети с низкой самооценкой и несформированной личностной готовностью к школе.

Неадекватное отношение к себе и своим способностям может стать причиной школьной неуспеваемости.

Ребенок знает правильный ответ, но боится его озвучить, знает правильно решение, но самостоятельно не в силах его написать, боится допускать ошибки, поэтому без острой необходимости ничего сам не делает.

Низкая самооценка очень часто приводит к развитию школьной тревожностью, может стать причиной частых стрессов и даже психосамотичесих заболеваний.

Родители должны помнить - что сформировать низкую самооценку очень просто, а вот исправить ее -  задача не из легких.

Помогите своему малышу поверить в свои силы:

Ø     Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи;

Ø     Поощряйте не только положительный результат, но и старания, которые малыш прилагал, даже если они не увенчались успехом;

Ø     Не ругайте за ошибки и неудачи, а выясняйте причины и совместными усилиями преодолевайте трудности;

Ø     Переживайте за ребенка в тайне от него, не показывайте своей неуверенности в его способностях и силах;

Ø     При каждом удобном случае упоминайте о достижениях своего малыша и о своей уверенности в том, что все сможет;

Ø     Не пытайтесь сделать из своего ребенка вундеркинда, оценивайте его способности адекватно, не требуйте от него больше, чем он в силах выполнить;

Ø     Создавайте для ребенка такие ситуации, в которых он мог бы добиваться успеха.

Выполнение этих несложных правил позволит  родителям поддержать своего малыша на пути к знаниям и помогут ему справиться с первыми школьными трудностями.

Если Вас заинтересовала данная тема, то приглашаю Вас на свой БЕСПЛАТНЫЙ вебинар для родителей будущих первоклассников «Как Подготовить Ребенка к Школе или Психодиагностика и психокоррекция в домашних условиях»

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!