Архив научных публикаций И.М.Мирошник-2001. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ

Авторство

Мирошник Ирина Макаровна

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, прочие подходы и методы
Гаврилин Евгений Владимирович

Из истории российской научной школы координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник

© Ирина Макаровна Мирошник, 2001-2023. Все права защищены

Архив научных публикаций И.М.Мирошник.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: научная школа И.М.Мирошник, ЛОК-терапия, санаторно-курортне условия, амфотерность, модель амфотерной психометрии,  развивающая психодиагностика, развивающая психометрия, принцип амфидетерминации развития, амфотерный характер, психологическая амфотерность, комплементарные психические свойства, комплементарные структуры, комплементарный психолог-координатор, парадокс психологического измерения, мотивационный эффект, тесты, опросники, проективные методики, Звуко-цветовое симультанирование, продуктивная психодиагностика, Таблицы Шульте, стимуляция нейропластичности, проектирование личности, тест Люшера

ПРЕДИСЛОВИЕ.  Тезисы доклада  «Новые технологии личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях» на 1-ом Республиканском конгрессе курортологов и физиотерапевтов АР Крым (Евпатория, 2001) публикуются нами под рубрикой "Из истории российской научной школы координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник".

В публикуемых ниже тезисах этого доклада, сделанного канд.психол.наук И.М.Мирошник в 2001 году (Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2001, с. 30-31),  раскрыты принципы амфотерной психометрии (коррекционно-развивающей психодиагностики),  применяемой  в Личностно-ориентированной    компьютеризированной    психотерапии (ЛОК-терапии И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилина),  а также некоторые особенности и результаты применения ЛОК-терапии для комплексной реабилитации и развития личности в  санаторно-курортных условиях.

В докладе И.М.Мирошник амфотерность (от гр.  аmfoteros – двойственный, и тот и другой) рассматривается как фундаментальное свойство и системообразующий фактор самоорганизации и эволюционного развития на трех онтологических уровнях: природном, социальном и духовном. В докладе представлена  предложенная И.М.Мирошник  принципиально новая теоретическая модель амфотерной психометрии – модель коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики. Эта инновационная модель амфотерной (коррекционно-терапевтической и развивающей) психологической диагностики, принципиально отличная от классической диагностики и традиционной психометрии, основывается на теоретическом осмыслении и практическом использовании выявленного парадокса психологического измерения, который аналогичен квантовым эффектам современной физики: процедура измерения производит изменение.

В докладе И.М.Мирошник было показано, что ЛОК-терапия основывается на предложенном новом методологическом принципе амфи-детерминации развития. Для описания продуктивной, гармонической двойственности (в отличие от антагонизма, амбивалентности и реверсивности) в контексте теории ЛОК-терапии И.М.Мирошник был впервые введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros - двойственный, и тот и другой, двусторонний). Напомним, что в химии амфотерный характер понимается как способность некоторых веществ и соединений в зависимости от условий среды проявлять противоположные свойства. Типичными амфотерными органическими веществами являются аминокислоты, белки, ферменты и др.

По мнению И.М.Мирошник,  фундаментальное  свойство амфотерности комплементарных (взаимодополняющих) противоположностей лежит в основе перехода от неживой к живой материи, а так же в основе возникновения психической функции как способности к избирательному реагированию и поведению. Соответственно, психологическая амфотерность (амфотерный характер психики) по определению И.М.Мирошник - это способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, но взаимодополнительные, то есть комплементарные психические свойства. В докладе было подчёркнуто, что в отличие от амбивалентности, и антагонизма противоположные свойства амфотерных соединений не находятся в конфликте. Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого. Амфотерная детерминация развития создает мотив координации, самодвижения, самоосуществления как стремление к единству и координации (согласию) комплементарных  (взаимосоответствующих, взаимосовместимых) противоположностей, порождающих новые амфотерные образования.

Амфотерность комплементарных противоположностей в теории ЛОК-терапии многогранна: каузальное-телеономическое; психическое-физиологическое; внешнее-внутреннее; актуальное-потенциальное; субъективное-объективное; материальное-идеальное; единичное-всеобщее; реальное-виртуальное; психическое-соматическое; ассоциация-диссоциация; измерение-изменение и т.д. Пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, (например, объективное-субъективное, внешнее-внутреннее) взаимодействуют по закону хиазмы (перекрест) и ее обращения, что позволяет субъективировать объективное через внутреннее и объективировать субъективное через внешнее, формируя новые психические образования, например, синестетические способности по методике Звуко-цветового симультанирования (ЗЦС, Мирошник).

В соответствии с принципом амфотерной детерминации развития Мирошник, личность, эволюционируя как особенное, самоосуществляется в единстве, но не тождестве единичного и всеобщего на природном, социальном и духовном онтологических уровнях (амфотерная троичность: сущность личности триедина, форма существования амфотерна). В докладе И.М.Мирошник было показано, что психодиагностические методики в ЛОК-терапии в большей  мере  используются не как средство объективного измерения, а как  инструмент целенаправленного изменения личности, то есть ее коррекции и развития, для чего используется принципиально новая теоретическая модель двойственного измерения - модель амфотерной психометрии (МАП). МАП основывается на теоретическом осмыслении и практическом использовании парадокса психологического измерения, который аналогичен квантовым эффектам современной физики: измерение производит изменение.

С точки зрения методологии ЛОК-терапии психические свойства, состояния и процессы в значительной мере зависят от уровня саморефлексии субъекта, то есть от степени их осознания. Следовательно, если инструментом такого осознания выступает психологическое измерение с информирующей клиента обратной связью, то оно неизбежно производит изменение тех свойств субъекта, для измерения которых предназначается. В амфотерной (развивающей) психометрии  создаются соответствующие условия, изменяются установки, цели, задачи, формы и традиционные способы использования диагностических методик. Позиция комплементарного психолога-координатора (педагога, психотерапевта), проводящего  амфотерную психодиагностику, также принципиально отличается от стандартной психодиагностики: она должна основываться на комплементарно-координационных отношениях, быть активной и гибкой, а не нейтральной.

Принципиально новым в компьютерной психотехнологии Мирошник, Гаврилина является конструктивное применение выявленного И.М.Мирошник мотивационного эффекта информирующей  обратной связи (ИОС), что позволяет осуществлять процедуры целенаправленной регуляции (оптимизации) психических процессов, состояний и свойств субъекта. Мотивационный эффект ИОС возникает в процессе измерения с помощью психодиагностических методик параметров психических процессов, состояний и свойств личности, как результат осознания пациентом амфотерности "реального" и "идеального", то есть различия актуального значения измеряемых параметров и их потенциально возможных, более оптимальных значений, которые имплицитно задаются в процедуре измерения. Итак, в отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения психических процессов, состояний и свойств личности, выполняли одновременно диагностическую, коррекционно-терапевтическую и развивающую  функции.

  Например, применение диагностической методики "Таблицы Шульте" при создании определенных условий, изменении установки, целей, задач, формы и традиционного способа использования этих диагностических цифровых таблиц стимулирует пластичность мозга, повышает обучаемость, обеспечивает направленную регуляцию уровня активного внимания, темпа сенсомоторных реакций и развитие когнитивных  способностей личности. Таким образом, в ЛОК-терапии  диагностическая методика «Таблицы Шульте" в соответствии с моделью амфотерной психометрии преобразована в компьютерную диагностико-коррекционную и развивающую методику "Темп" - эффективный тренажер для стимуляции нейропластичности, повышения уровня активного внимания, работоспособности нервной системы, темпа сенсомоторных реакций и развития когнитивных координационных способностей мозга. Аналогично, методика амфотерной психодиагностики "Звуко-цветовое симультанирование (ЗЦС И.М.Мирошник, 1983) при создании определённых условий эффективна как диагностическая, коррекционно-терапевтическая и развивающая творческие координационные способности личности. Как показали многолетние исследования (Мирошник И.М., 1983-2001), сочетанное применение этой  синестетической методики и цветовых карт Люшера (до, во время и после проведения ЗЦС), создает синергию методики звуко-цветового симультанирования Мирошник и цветового теста Люшера, значительно повышающую их диагностический,  коррекционно-терапевтический и развивающий потенциал.

В докладе И.М.Мирошник было показано, что в процессе инновационной амфотерной коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики осуществляется плодотворное комплементарное взаимодействие психолога и клиента, педагога и ученика, врача и пациента. Такая продуктивная психодиагностика позволяет не только эффективно осуществлять психокоррекцию, но (при создании соответствующих условий) проектировать и потенцировать позитивные психические процессы, состояния  и свойства  личности, например, с применением методики ЛОК-терапии «Я и другие» (модификация ДМО Т.Лири), «Тонус» (модификация «СУПОС-8» О.Микшика), методики «10 слов» и пиктограммы Лурия для развития памяти и опосредованного мышления, тестов Векслера, Айзенка для развития интеллекта (повышения IQ), проективных методик с использованием тестового материала Люшера, Роршаха, ДДЧ и др.

В докладе 2001 года были представлены результаты  применения программно-методического комплекса ЛОК-терапии И.М.Мирошник и  Е.В.Гаврилина в кардиологическом санатории  «Роща» (Харьков, 2000-2001) и в санатории для родителей с детьми «Приморье» (Евпатория,1998-2001 гг.), которые доказали достоверное повышение на 25-30% эффективности комплексной медико-психологической реабилитации пациентов различных нозологических и возрастных групп.

Тезисы доклада опубликованы:

Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые технологии личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях. (Материалы 1-го Республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР Крым (Евпатория) //Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2001, с. 30-31.

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ[i]

Институт психологии РАН

 Современным требованиям личностного подхода, интегративности, краткосрочности и системности психотерапии отвечают новейшие междисциплинарные, комплексные разработки, получившие обобщенное название "Программно-методический комплекс личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии" (ЛОК-терапии)ЛОК-терапия - это комплексный метод оптимизации психических процессов, состояний и свойств личности, основным действующим фактором которого является структурированное, полимодальное информационное воздействие, которое в интерактивном процессе  актуального  и/или  виртуального  межличностного взаимодействия, посредством информирующей обратной связи создает у пациента мотив саморегуляции и с помощью  телеономической  интерактивной психотехнологии  формирует функциональные системы, способные обеспечить целенаправленную регуляцию психических процессов, состояний и свойств личности на трех взаимодополняющих уровнях: биологическом, социальном, духовном.

В реабилитационном процессе на курорте метод ЛОК-терапии позволяет организовать продуктивное межличностное взаимодействие врача (психолога) и пациента (клиента), которое характеризуется следующими признаками: основывается на теоретической амфитринитарной модели самоорганизации личности (амфотерной, каузально-телеономической детерминации развития на трех онтологических уровнях: природном, социальном, духовном); использует мотивационный эффект информирующей обратной связи; опосредствуется интерактивными мультимедиа-технологиями; обеспечивает рефлексию и оптимизацию  психических  процессов,  состояний  и свойств личности; реализует экстранозологический подход и применяется для  решения  задач психокоррекции, психогигиены, психопрофилактики, воспитания, образования, развития личности.  

Как и другие интегративные направления ЛОК-терапия объединяет различные теоретические подходы и научные  дисциплины, однако ее существенным отличием является  смещение  акцентов от использования эклектической модели к системному подходу, то есть организации метода на основе системообразующего принципа, которым в данном  случае  выступает  амфитринитарная модель личности, задающая единый логический стержень и  способ  интеграции элементов целого. Амфотерность (от гр.  аmfoteros - двойственный) впервые рассматривается как фундаментальное свойство и системообразующий фактор самоорганизации природных, социальных, духовных систем.

   В ЛОК-терапии используется принципиально новая теоретическая модель  двойственного измерения - модель амфотерной психометрии (МАП). МАП основывается на теоретическом осмыслении и практическом использовании парадокса психологического измерения, который аналогичен квантовым эффектам современной физики: измерение производит изменение. Психодиагностические методики в ЛОК-терапии в большей  мере  используются не как средство объективного измерения, а как  инструмент целенаправленного изменения личности, то есть ее коррекции и развития. Амфотерная психометрия отличается от традиционной и тем, что, одновременно используя модели метрических пространств и метафорические коды, позволяет с  помощью  целостных художественных образов проводить классификацию и  целенаправленную регуляцию психических состояний и  свойств  субъекта  в  виртуальном метрически-метафорическом пространстве.

Для формирования мотива самотрансформации и психических функциональных систем разработана телеономическая интерактивная психотехнология (ТИП), реализующая МАП и представленная в форме циклического  алгоритма  оптимизации. Применение ЛОК-терапии  приводит к качественным изменениям: из  пассивного объекта терапии пациент трансформируется в активного субъекта целенаправленной психосоматической коррекции, а реабилитационный процесс приобретает личностную ориентацию. Экспериментальные исследования показали, что ЛОК-терапия в сочетании с курортными лечебными факторами, физиотерапией, медикаментозной терапией существенно повышает эффективность комплексного санаторно-курортного лечения больных с различной нозологией.

Внедрение ЛОК-терапии в санаториях ЗАО «Укрпрофздравница» «Приморье», «Роща» и др. свидетельствует также о возможности значительного повышения эффективности курортной реабилитации больных, страдающих  сердечно-сосудистыми  заболеваниями, путем нормализующего влияния со стороны формируемых средствами ЛОК-терапии психических функциональных систем на вегетативный гомеостаз, гемодинамические показатели, показатели клинического состояния и самочувствия.

 

From the history of the Russian scientific school Coordinational Psychophysiology, Psychology of Development and Pedagogy of Complementarity  by Irina M. Miroshnik

© Irina Makarovna Miroshnik, 2001-2023. All rights reserved

NEW TECHNOLOGIES OF PERSONALITY-ORIENTED REHABILITATION IN SANATORIUM-RESORT CONDITIONS

(The archive of scientific publications of the Candidate of psychological sciences

Irina M.Miroshnik, 2001)

Keywords: I.M.Miroshnik scientific school,  POC-therapy, sanatorium-resort conditions, amphotericity, model of amphoteric psychometry, developing psycho-diagnostics, developing psychometry, the principle of amphi-determination of development, amphoteric character, psychological amphotericity, complementary mental properties, complementary structures, complementary psychologist-coordinator, the paradox of psychological measurement, motivational effect, tests, questionnaires, projective techniques, Sound-color simulation, productive psycho-diagnostics, Schulte tables, neuroplasticity stimulation, personality design, Lusher test

PREFACE.  The theses of the report "New technologies of personality-oriented rehabilitation in sanatorium-resort conditions" at the 1st Republican Congress of Balneologists and Physiotherapists of the Crimea (Yevpatoria, 2001) are published by us under the heading "From the history of the Russian scientific school of coordinational psychophysiology, developmental psychology and complementarity pedagogy by Miroshnik I.M." 

In the theses of this report published below, made by Irina M. Miroshnik (Ph.D) in 2001 (Bulletin of Physiotherapy and Balneology, No. 1, 2001, pp. 30-31), the principles of amphoteric psychometry used in Personality-oriented computerized psychotherapy (I.M.Miroshnik and E.V.Gavrilin POC-therapy), as well as some features and results of the use of POC-therapy for complex rehabilitation are disclosed and personal development in sanatorium-resort conditions.

In the report of I.M.Miroshnik, amphotericity (from the Greek amfoteros – dual, both) is considered as a fundamental property and a system-forming factor of self-organization and evolutionary development at three ontological levels: natural, social and spiritual. The report presents a fundamentally new theoretical model of amphoteric psychometry proposed by I.M.Miroshnik – a model of correctional-therapeutic and developmental psychodiagnostics. This innovative model of amphoteric (correctional-therapeutic and developmental) psychological diagnostics, fundamentally different from classical diagnostics and traditional psychometry, is based on theoretical understanding and practical use of the identified paradox of psychological measurement, which is similar to the quantum effects of modern physics: the measurement procedure produces a change.

In the report of I.M.Miroshnik it was shown that POC-therapy is based on the proposed new methodological principle of amphi-determination of development. To describe productive, harmonic duality (as opposed to antagonism, ambivalence and reversibility) in the context of the theory of POC-therapy, I.M.Miroshnik was the first to introduce into psychology the term "amphotericity" (from the Greek amphoteros - dual, both, two-sided). Recall that in chemistry, the amphoteric character is understood as the ability of certain substances and compounds, depending on environmental conditions, to exhibit opposite properties. Typical amphoteric organic substances are amino acids, proteins, enzymes, etc.

According to I.M.Miroshnik, the fundamental property of the amphotericity of complementary (complementary) opposites underlies the transition from inanimate to living matter, as well as the basis for the emergence of mental function as the ability to selectively react and behave. Accordingly, psychological amphotericity (amphoteric nature of the psyche) by definition of Irina M.Miroshnik is the ability of a subject, depending on the external and/or internal conditions of the natural, social and spiritual environment, to selectively manifest opposite, but complementary, that is, complementary mental properties.

The report emphasized that, unlike ambivalence and antagonism, the opposite properties of amphoteric compounds are not in conflict. Complementary structures fit together like a key to a lock: one seeks and finds in the other what she herself lacks to the whole. The amphoteric determination of development creates the motive of coordination, self-movement, self-fulfillment as a desire for unity and coordination (agreement) of complementary (mutually corresponding, mutually compatible) opposites that generate new amphoteric formations.

The amphotericity of complementary opposites in the theory of POC-therapy is multifaceted: causal-teleonomic; mental-physiological; external-internal; actual-potential; subjective-objective; material-ideal; singular-universal; real-virtual; mental-somatic; association-dissociation; dimension-change, etc. Pairs of complementary opposites, each of which is amphoteric, (for example, objective-subjective, external-internal) interact according to the law of chiasm (intersection) and its circulation, which allows subjectivizing the objective through the internal and objectifying the subjective through the external, forming new mental formations, for example, synesthetic abilities by the method of Sound-Color Simultanization (SCS by Miroshnik).

In accordance with the principle of the amphoteric determination of the development by Irina M.Miroshnik, the personality, evolving as a special, self-actualizes in unity, but not in the identity of the individual and the universal at the natural, social and spiritual ontological levels (amphoteric trinity). In the report of I.M.Miroshnik it was shown that psychodiagnostic techniques in the POC-therapy are mostly used not as a means of objective measurement, but as a tool for purposeful personality change, that is, its correction and development, for which a fundamentally new theoretical model of dual measurement is used - the model of amphoteric psychometry (MAP). MAP is based on the theoretical understanding and practical use of the paradox of psychological measurement, which is similar to the quantum effects of modern physics: measurement produces change.

From the point of view of the methodology of POC-therapy, mental properties, states and processes largely depend on the level of self-reflection of the subject, that is, on the degree of their awareness. Consequently, if the instrument of such awareness is a psychological dimension with feedback informing the client, then it inevitably produces a change in those properties of the subject for which it is intended to measure. In amphoteric (developmental) psychometry, appropriate conditions are created, attitudes, goals, tasks, forms and traditional ways of using diagnostic techniques are changing. The position of a complementary psychologist conducting amphoteric psycho-diagnostics is also fundamentally different from standard psycho-diagnostics, it should be active and flexible, not neutral.

Fundamentally new in computer psycho-technology  by Miroshnik and Gavrilina is the constructive application of the motivational effect of informing feedback identified by I.M.Miroshnik, which allows for the procedures of purposeful regulation (optimization) of mental processes, states and properties of the subject. The motivational effect of informing feedback arises in the process of measuring with the help of psychodiagnostic techniques the parameters of mental processes, states and personality traits, as a result of the patient's awareness of the amphotericity of the "real" and "ideal", that is, the difference between the actual value of the measured parameters and their potentially possible, more optimal values, which are implicitly set in the measurement procedure.

So, in contrast to the traditional approach to the use of psycho-diagnostic techniques, for the first time tests, questionnaires and projective techniques, which are designed to measure mental processes, states and personality traits, performed simultaneously diagnostic, correctional, therapeutic and developmental functions.

  For example, the use of the diagnostic technique "Schulte Tables" when creating certain conditions, changing attitudes, goals, tasks, forms and the traditional way of using these diagnostic digital tables stimulates brain plasticity, increases learning ability, provides directional regulation of the level of active attention, the pace of sensorimotor reactions and the development of cognitive abilities of the individual. Thus, in the POC-therapy, the diagnostic technique of the "Schulte Table" in accordance with the model of amphoteric psychometry has been transformed into a computer diagnostic-correctional and developmental technique "Tempo" - an effective simulator for stimulating neuroplasticity, increasing the level of active attention, the efficiency of the nervous system, the rate of sensorimotor reactions and the development of cognitive coordination abilities of the brain. Similarly, the method of amphoteric psychodiagnostics "Sound-Color Simultanization (SCS by I.M.Miroshnik, 1983), when creating certain conditions, is effective as a diagnostic, correctional-therapeutic and developing creative coordination abilities of the individual. As long-term studies have shown (Miroshnik I.M., 1983-2001), the combined use of this synesthetic technique and Lusher color maps (before, during and after the (SCS) creates a synergy of the Miroshnik sound-color simulation technique and the Lusher color test, significantly increasing their diagnostic, correctional, therapeutic and developmental potential.

In the report by I.M.Miroshnik, it was shown that in the process of innovative amphoteric correctional-therapeutic and developmental psychodiagnostics, fruitful complementary interaction of a psychologist and a client, a teacher and a student, a doctor and a patient is carried out. Such productive psychodiagnostics allows not only to effectively carry out psycho-correction, but (when appropriate conditions are created) allows you to design and potentiate positive mental processes, states and personality properties, for example, using the methods of the POC-therapy "I and others" (modification of the Interpersonal Diagnosis of Personality by T.Leary), "Tonus" (modification of "SUPOS-8" by O.Mikshik), Luria "10 words" techniques and Pictograms for the development of memory and mediated thinking, Wexler, Eysenck tests for the development of intelligence (IQ enhancement), projective techniques using Lusher, Rorschach test material, House-Tree-Man et al.

The 2001 report presented the results of the application of the software and methodological complex of the POC-therapy by I.M.Miroshnik and E.V.Gavrilina in the cardiological sanatorium "Grove" (Kharkiv, 2000-2001) and in the sanatorium for parents with children "Primorye" (Yevpatoria, 1998-2001), which proved a reliable increase by 25-30% in the effectiveness of complex medical-psychological rehabilitation of patients of various nosological and age groups.


  1. [i] Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые технологии личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях. (Материалы 1-го Республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР Крым (Евпатория). //Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2001, с. 30-31. Miroshnik I.M., Gavrilin E.V. New technologies of personality-oriented rehabilitation in sanatorium-resort conditions. (Materials of the 1st Republican Congress of Balneologists and Physiotherapists of the Crimea (Evpatoria). //Bulletin of Physiotherapy and Balneology, No. 1, 2001, pp. 30-31.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!