Ребенка тошнит от стресса
Раньше был уравновешенный спокойный. Сейчас в незнакомом месте бесится начинает. начал меня стукать. И тошнота, как попереживает. Как победить эту стрессовую тошноту? уж и успокаивала, и объясняла. А в садик как идти?!
Ирина, здравствуйте!
Ситуация, о которой Вы пишете крайне неприятная, но нерешаемых задач не существует. Главное - разобраться в вопросе, увидеть путь, который поможет Вам и малышу преодолеть трудности.
Для более точного ответа, мне бы хотелось задать несколько уточняющих вопросов. 1. Кормили ли грудью и как долго, если да? Как отлучали от груди - если отлучили уже? 2. Как часто ребенок до года находился на руках? 3. Спал ли с Вами в одной кровати до больницы? Если спал один - с какого возраста, как реагировал? 4. В больнице находились ли Вы с ним все время или только частично? Как долго был в больнице? 5. Какая именно у ребенка была пневмония? 6. В незнакомом месте тошнит всегда или есть еще какие-то доп. факторы (например, когда Вы отвлекаетесь на что-то или кого-то кроме него; или когда людей много вокруг, или когда он не за руку с Вами) 7. Когда именно изменилась ситуация - до, во время, после больницы? Попробуйте отследить изменения и в себе, в семье в этот период - были ли они, какие именно? 8. Как происходит взаимодействие с незнакомыми и малознакомыми людьми - взрослыми и ровесниками?
Ребенок до 3-х лет составляет единое целое с матерью - он связан с ней эмоционально (то, что чувствуете Вы, передается сыну) и физически (если маме нездоровиться - малышу тоже не по себе и наоборот) и т.д. Первое "общее" мое предположение (за неимением пока подробной информации) - такое состояние малыша может быть его реакцией на слишком раннее для него "отсоединение" от мамы, он может быть к этому совсем не готов - вот и показывает это всеми доступными ему и его организму способами.
И еще - все-таки очень рекомендую Вам поработать с психологом - очно или онлайн хотя бы (работа письмами - не самый результативный вариант). Такой способ работы более эффективен, а описываемая Вами ситуация не самая простая. Взаимодействуя с психологом, Вы сможете не только отыскать причины, путь к выходу из ситуации, но и оперативно получать помощь и подсказки при необходимости. Если оплатить услуги психолога для Вас сложно финансово, Вы сможете найти специалистов, работающих в формате онлайн или очно на бесплатной основе (при необходимости пишите мне в личку, подскажу, где поискать).
Ирина,
судя по всему, сын действительно пережил сильный, сложно переносимый для него шок, когда на целый день (а для ребенка это немало в возрасте двух лет!) мамы не было в поле его зрения. Для вашего понимания: до 3-х лет дети не в состоянии использовать образное мышление, не умеют прогнозировать будущего, можно сказать, они живут одним днем - просто пока не умеют по-другому. Оставшись один в незнакомом ему месте, плохо себя чувствуя, ребенок не был в состоянии понять, что это все лишь на день - он испугался, почувствовал себя брошенным - а такое состояние у детей означает полную беспомощность, ненужность, ощущение, что его бросили. Просто, чтобы понять, представьте ситуацию, когда вы попадаете в полную изоляцию, без возможности что-то сказать, сделать, предпринять, в состояние неопределенности - первое возникающее чувство страх, дикий и необузданный.
Кстати говоря, легочные заболевания по теории психосоматики говорят в том числе о неготовности человека принять ситуацию такой, какая она есть (нежелание вдыхать существующий воздух полной грудью), о нежелании, боязни действовать самостоятельно, принимать ответсвенность на себя. Если говорить о тошноте в той же логике, то продолжается логическая связь: ребенко не приемлет ситуацию, поведеняи взрослых, то, что с ним сейчас происходит - он просто отвергает внешний мир в данный момент времени, не хочет, чтобы с ним это происходило.
То, что ребенок активно идет на контакт - очень хороший показатель в вашей ситуации. Всячески поддерживайте его в этом, но ни в коем случае не заставляйте - прото хвалите, рассказывайте, какой он молодец, как у него замечательно получается со всеми болтать, играть, смеятся и т.д. Только не стоит пока говорить ему о том, что он взрослый, не нужно насильно (и даже подталкивать пока не нужно) заставлять делать что-то самому. Как последствие пережитого стресса + мамино желание подготовить к саду, привить самостоятельность , а следовательно, общая направленность на то, что он взрослый - сын, по всей видимости, "откатился" назад на пути к отделению от мамы. Это стандартная реакция детеСейчас ему как воздух необходима мама, ее безусловная любовь и принятие его, ситуации, его проблем и т.д. Фактически Ваша задача сейчас - продолжить общение с сыном на том уровне, который ему нужен (т.е. как будто бы он младше своего возраста) - опекать его, заботится, быть все время!! рядом. Вам повторно придется доказать малышу, что мама никуда от него не денется, что она всегда рядом и будет рядом (об этом и вслух почаще говорить надо), всегда придет на помощь. Времени на этот процесс потребуется не мало. По моему опыту минимум пару месяцев, максимум полгода-год. Если Вас это не слишком сильно мучает - пусть спит пока в вашей постеле, не выгоняйте. Это для него лишнее подтверждение того, что мама всегда рядом. Внутренняя уверенность в том, то мама рядом всегда, когда нужно, крайне важно не только сейчас, но и во всех последующих периодах его жизни. Просто сейчас это базисное доверие пошатнулось, и его надо восстановить - иначе после может быть еще сложнее (в возрасте постраше не будет вам доверять, может стать непослушным "назло", не доверять людям в принципе и т.д.).
Продолжаю..
Не культивируйте ощущение у ребенка, что он болеет или ведет себя как-то не так. Т.е. если ребенка тошнит - не стоит делать из этого громкого события, воспринимайте это максимально спокойно и обыденно. Это не значит, что нужно игнорировать его в принципе в эти моменты, но если вы будете превращать его тошноту в яркие события, в горе или болезнь - тошнота продолжиться (вы таким образом будете давать подкрепление психосоматической реакции организма). На фоне общей заботы о ребенке, постоянном нахождении рядом, не подталкивании его к самостоятельности, постепенно (но на это понадобится время, повторюсь еще раз), тошнота угаснет. Хотя, никто не застрахован от повторения подобных ситуаций в новых стрессовых обстоятельствах.
Играя в ролевые игры с ребенком (думаю, что он уже к ним более или менее готов) - т.е. проигрывая сказки или какие-то ситуативные игры (типа дочки-матери, рыцарь и злодей и т.д.) старайтесь опять же делать акцент (даже специально вводя новых персонажей) на том, что мама героя игры рядом, помогает ему, если надо, всегда в зоне досягаемости (не факт, что она рядом все время, но если надо, то придет).
Когда ситуация немного нормализуется (отслеживайте, первые ласточки, скорее всего, появятся недели через 3-4), потихоньку начинайте заново приучать его к тому, что мама может отойти на какое-то время. В начале, минут на 15, потом больше и больше. Только смотрите на реакцию - увеличивать время нужно только после того, как нет негативной реакции от ребенка.
Про дет.сад - к сожалению, если в ближайшие полгода-год поведете туда сына, можете попасть в ловушку повторения подобных ситуаций. Мой совет - лучше максимально отложить это решение. Ну, попробуйте принять такое положение дел - ну не готов малыш пока быть без мамы. И после нормализации ситуации, нужно будет выждать какое-то время (чтобы закрепить достигнутый результат), и только после этого начинать приучать к самостоятельности. Да сын и сам начнет проявлять желание делать САМ, когда будет готов.
Удачи Вам, сил, терпения, любви!
Будут еще вопросы - пишите.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!
Комментарии
ответы на уточняющие вопросы специалисту
Для более точного ответа, мне бы хотелось задать несколько уточняющих вопросов.
1. Кормили ли грудью и как долго, если да? Как отлучали от груди - если отлучили уже?
- да, до года, отказался сам.
2. Как часто ребенок до года находился на руках?- не скажу, что мало, но и не совсем ручной. Наверно, обычно, Когда что-то посмотреть, что высоко, или просто пообниматься
3. Спал ли с Вами в одной кровати до больницы? Если спал один - с какого возраста, как реагировал? - до года спал один, потом стал часто болеть, во время болезни спал со сной, так удобнее температуру контролировать и т.п.
4. В больнице находились ли Вы с ним все время или только частично? Как долго был в больнице? - были неделю все время вместе
5. Какая именно у ребенка была пневмония? - тьфу, одностороняя, как осложнение после гриппа
6. В незнакомом месте тошнит всегда или есть еще какие-то доп. факторы (например, когда Вы отвлекаетесь на что-то или кого-то кроме него; или когда людей много вокруг, или когда он не за руку с Вами) - не всегда, логику увидеть трудно.
7. Когда именно изменилась ситуация - до, во время, после больницы? Попробуйте отследить изменения и в себе, в семье в этот период - были ли они, какие именно? - ситуация изменилась в больнице. Нас на один день отпускали домой, после возвращения сразу начало тошнить в больнице. Сказали, стрессовая ситуация и отпустили долечиватсья домой.
8. Как происходит взаимодействие с незнакомыми и малознакомыми людьми - взрослыми и ровесниками?- очень активен, идет сам на контакт, общителен (даже чересчур иногда). Хотя на новогодних елках пугался толпы и начинал плакать , но через пять минут приходил в себя и начинал самостоятельное передвижение ( иногда к выходу)
в семье все без изменений.
.
.