Капризный ребёнок
Здравствуйте. Моему сыну четыре года. Он очень капризный, не послушный ребёнок. Конечно понимаю, что в своё время мы неправильно вели с ним, во многом ему потакали, жалели (у него проблемы с глазами), заставляли его старшего брата уступать ему. так же большое значение имеет, что мы с мужем работаем и за ним присматривает бабушка, которая всегда его оберегала (чтоб не упал, не стукнулся головой, не остался голодным, не простыл). Возможно также большую роль сыграл и наш старшый сын, который как раз года полтора назад (тогда ему было семь лет) вёл себя очень плохо, не слушался нас, ревновал к младшему брату, после неоднократных объяснений он понял нас и максимально исправился. Чего не скажешь о маленьком. Его ничем не проберёшь, вот скажет что-нибудь и должен добиться своего любыми способами, может ныть целыми часами по всяким пустякам. Что только не перепробовали? и пытались игнорировать его капризы и ругали, пытались отвлечь на какую-нибудь игру или любимые вещи (игрушки или конфетки) -ничего не проходит, стоит и ноет (то прибавит в голосе, то убавит). Он уже даже забывал из-за чего начал истерику и всё равно продолжал ныть. Сейчас последнее время стал реже ныть, зато стал вести себя очень агрессивно (начинает бить кулаками или ногами, грозиться что сделает нам больно, побъёт и т.д.). Не хочет ходить в садик. Первые несколько дней ходил, а потом что-то там ему не понравилось и категорически отказался. Начал в садике писиться (не говорит воспитателю что хочет в туалет), не общается с детьми, молчит там как рыба, вообщем в садике ведёт себя как робот. Ходил к дет. психологу в садике, Сказала, что очень развитой ребёнок с логическим мышлением, просто очень избалован. Тут у нас ещё проблемы с очками. Стараемся его приучить к ним очень мягко, не заставлять. Он согласился их носить, даже обрадовался, но реально их почти и не носит, наденет на десять минут а потом снимает на часа два-три. А носить он должен их постоянно. Боюсь его заставлять, а то может совсем от них отказаться. Потому что вот скажет что-нибудь и всегда делает так как скажет. Как переломить характер этого "монстра" даже уже и не знаем.Семья у нас благоприятная, отношения хорошие.
Здравствуйте! С моей точки зрения, ключевое слово в Вашем письме, которое указывает на причину проблемы, - это "я боюсь". Ваш ребенок это чувствует. Когда мы чего-то боимся, всегда найдется кто-то, кто будет манипулировать нами на основе этого страха. Я понимаю, что Вы очень хотите быть хорошей мамой и очень любите своих детей, поэтому боитесь совершить ошибки. Никто не застрахован от ошибок. Через ошибки человек развивается и находит оптимальный способ взаимоотношений. Для ребенка такая ситуация тоже очень тяжела, поскольку он не чувствует своих границ, а это означает небезопасность для него. От этого усиливается агрессия и непослушание. Я Вам предлагаю придерживаться принципа светофора. Красный цвет. Выделите то, что нельзя делать ни в коем случае: нельзя бить других, нельзя перебегать через дорогу, нельзя играть со спичками и т.д. Самое главное, что в случае таких нарушений Ваша реакция должна быть незамедлительной. Самая лучшая реакция это лишение внимания. В случае сильных истерик оставьте одного в комнате. Не оставляйте надолго. При прекращении слез сразу возвращайте позитивное внимание и не ругайте и не угрожайте больше наказанием. Чтобы ребенок четко почувствовал мотивацию. Желтый цвет. Здесь проявите фантазию. Это то, что можно, но в особых условиях. Например, прыгать на кровати можно, но сначала надо застелить; пинать мячик по квартире можно, но сначала убрать бьющиеся предметы. Обязательно предупреждайте заранее об условиях, иначе это не вина ребенка, что он разбил вазу мячом. Зеленый цвет. Определите, что ребенок может сам делать без Вас и без помощи бабушки. Позвольте ему учиться на собственных ошибках и понимать взаимосвязь между своим поведением и последствиями. Ничего страшного, если будет синяки, шишки, ссадины, грязная одежда, если не будет получаться так, как нужно. Помогайте ребенку только тогда и всегда, когда он этого попросит. В остальных случаях доверьте ему быть творцом. Тотальный контроль и опека также становятся причиной детского непослушания.
Успехов! Психолог Стрелкина Ольга
Во мне почему-то больно откликнулось: "что-то там не понравилось в садике...". Так и хочется предложить: с этого места поподробней. Вы очень точно подметили, что с посещением садика поведение ребёнка изменилось: то он ныл по любому поводу, а теперь стал более замкнутым и агрессивным. У меня много вопросов: зачем ныл, чего хотел этим добиться, что сообщить? Стал агрессивным, - чего боится, от кого или чего защищается? Перестал в садике проситься на горшок - это уже тревожный сигнал. Думаю, простым баловством это вряд ли можно объяснить. У ребёнка явно есть катастрофически неудовлетворённые потребности. Разобраться в причинах и механизмах такого поведения вашего малыша можно только с помощью хорошего психотерапевта. При чём, незамедлительно, иначе проблему можно усугубить. Ещё один момент обратил моё внимание: чувствуется Ваша тревога, усталость, раздражённость от бессилия изменить ситуацию. Это понятное состояние для любящей мамы. Но, возможно из-за этих переживаний Вы теряете контакт с ребёнком, веру в то, что он хороший, а не маленький монстр. Примите это для себя: ребёнок не специально так поступает, он не понимает, не умеет иначе. Ему от этого тоже очень плохо, он выход ищет интуитивно, не имея жизненного опыта, знаний, достаточных навыков общения... Не злитесь на него и не обижайтесь. Примите своего малыша, не переставайте его любить даже таким. Искренне желаю успеха!
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!