Программа психолого-педагогического сопровождения

Ведущий (ведущие): 

Никонорова Ирина Владимировна

Город: Чудово, Новгородская обл.
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, нарративная терапия

« Развития временных представлений учащихся с нарушением интеллекта" Ступень образования, на которой реализуется программа младшее (4класс) и среднее звено (5 класс)

Психолого-педагогический анализ образовательной ситуации.

Одним из кризисных периодов школьного возраста является переход из начального в среднее звено обучения. Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию, а также к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий, общеучебных умений и навыков, к уровню развития произвольности и т.д. Эти проблемы неоднократно возрастают в коррекционных школах VIII вида, и, в частности, в нашей школе, так как воспитание, обучение и развитие личности детей с отклонениями в развитии имеют ряд особенностей, игнорирование которых приводит к полной дезадаптации ребенка в учебном процессе и, в конечном итоге, потере мотивации к учению и возникновению конфликтов между педагогами и детьми, что особенно нежелательно, так как среди учащихся коррекционных школ много детей с диагнозом психопатизация и конфликты с отдельными учащимися приводят к срыву уроков. Особенно остро эта проблема встает у начинающих педагогов, которые практически не владеют спецпсихологией и спецметодикой и требуют особого внимания со стороны администрации и специалистов школы. Осложнения в адаптационном периоде часто возможны также вследствие ежегодного поступления в 5 класс учащихся других школ, часто с осложненным поведением (агрессивность, расторможенность и т.д.), негативно влияющих на остальной класс, так как дети с отклонениями в развитии в большинстве своем легко поддаются чужому влиянию. Анализ состава семей переходных классов (как и остальных) показывает, что практически 92 % семей являются неблагополучными, большинство семей – неполными, 95 % родителей имеют крайне низкий уровень образования, то есть не в состоянии правильно общаться со своими детьми и помочь им в случаях возникновения затруднений в учебном процессе. Большинство родителей также безразличны к успехам или неудачам своих детей в школе.

Пояснительная записка:

Актуальность программы.

Временные представления и понятия в силу своей абстрактности являются наиболее трудными понятиями для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, так как специфические особенности восприятия и познавательной деятельности детей данной категории в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени а, следовательно, и ограничивают использование соответствующие знания в практической деятельности. Исследования процесса формирования временных представлений у учащихся коррекционной школы VIII показали, что у них такие представления формируются не только значительно позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Несмотря на то, что с первого класса в учебную программу для школVIII вида включено изучение различных временных представлений и понятий, в начале пятого класса учителя сталкиваются с тем, что дети слабо владеют элементарной временной терминологией, имеют нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, даже режимных моментов, имеют искаженное представление о хронологической последовательности событий ( что было раньше, что позже). Все выше сказанное существенно влияет на качество усвоения учебного материала по всем предметам и становление трудовой деятельности учащихся на уроках технологии. Исходя из выявленных проблем обучения временным представлениям и понятиям в школе VIII вида, необходима продуманная организация процесса адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее во всех ее аспектах: психофизических, социально-психологических, учебных, которая бы выстраивала в единую систему работу всех педагогов и специалистов школы была согласована в целях, задачах, содержании, методах и средствах обучения и воспитания.

Действие программы охватывает именно пятый класс, так как, во-первых, в переходный период из начального в среднее звено учащиеся начинают заниматься по предметной системе, то есть попадают к разным педагогам. Если в данный момент не выстроить дальнейшую систему работы по привитию временных понятий, то, поскольку память у детей с недостаточностью интеллекта в основном кратковременная, учащиеся забудут то, что изучали в начальной школе; во-вторых, начиная с 5 класса, у учащихся появляются новые предметы (география, естествознание, история), которые требуют знания учащимися определенных временных представлений, то есть данная программа сможет помочь учащимся в освоении этих предметов; В-третьих, начиная с 5 класса, у учащихся появляется трудовое обучение, для успешного овладения которым требуется, чтобы ребенок ориентировался во времени, у него были достаточно сформированы представления о темпе работы, сроках выполнения. Необходимо также отметить, что в активном, и даже пассивном словаре учащихся с нарушениями интеллекта отсутствуют многие слова, обозначающие меры времени, однако в процессе учебы в среднем звене этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание. Данная проблема нашла некоторые отражения в исследованиях дефектологов Н.Ф. Кузьминой-Спрометниковой, И.И. Финкельштейна, М.Н.Петровой,Д.Б. Эльконина и других. Вместе с тем процессы формирования и развития мер времени у детей с ограниченным интеллектом значительно менее изучены, чем другие психологические процессы, хотя для успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии и его дальнейшей социализации это имеет большое значение.

Направленность, ступень и уровень реализации программы:

Цель: создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся с отклонениями в развитии успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений.

Задачи: 1. Сформировать у детей умение ориентироваться в новом информационном поле. 2. Закрепление, уточнение и дальнейшая отработка временных понятий, полученных в начальном звене, всеми педагогами, работающими в 5 классе. 3. Помочь детям в освоении нового порядка в учебно-воспитательном процессе. 4. Знание на уровне опыта личной жизни, название основных отрезков времени, их состава, длительности и последовательности, основные признаки. 5. Умение воспринимать длительность основных отрезков времени, их последовательность. 6. Умения определять время по часам. 7. Умение объяснять и правильно использовать в своей речи временную терминологию. 8. Расширение словарного запаса на основе использования соответственной терминологии и увеличение объема общей осведомленности. 9. Развитие вербального анализа и вербально- логического мышления. 10. Развитие умения укладываться в определенной учителем интервал времени. 11. Умение планировать свою деятельность согласно отведенному временному интервалу. 12. Создать условия для дальнейшего развития детей с трудностями в Программа рассчитана на учащихся со сниженным интеллектом при их переходе из начального в среднее звено (5 класс) и предназначена как для группового. Так и для индивидуального проведения.

Структура программы:

I. этап - диагностический, направленный на выявление особенностей и недостатков интеллектуальной деятельности учащихся, готовящихся к переходу в среднее звено. II. этап- коррекционно-развивающий, направленный на овладение необходимыми знаниями в области временных понятий и представлений для дальнейшей успешности ребенка в усвоении программных знаний. III. этап - завершающий, подведение итогов.

Программа представлена поэтапно. На каждом ее этапе обозначены проблемы адаптации, сформированы задачи, отражены виды педагогической деятельности, зафиксирован планируемый результат, указаны сроки реализации программы.. Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности ( игра, изо деятельность, практическая работа, наблюдение, беседа, и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением. Программа предполагает хорошее знание педагогами индивидуальных особенностей детей, характера имеющих у них затруднений и отклонений в развитии личного опыта учащихся, ведущего типа мотивации. Программа предполагает включение ее во всю образовательную деятельность школы-интерната, касающуюся учащихся переходных классов. Являясь неотъемлемой частью как учебной, так и воспитательной работы, программа включает в себя следующие направления педагогической деятельности:

● методическую работу, направленную на совершенствование качества
организации и содержания адаптационного периода.

● индивидуальную и дифференцированную работу учителей-предметников, классных руководителей, специалистов, администрации.

● консультативную помощь всем участникам процесса образования со стороны администрации и специалистов школы.

● диагностическую работу, направленную на выявления статуса ребенка.

Время реализации программы:

второе полугодие учебного года выпускных классов начальной школы и первое полугодие в 5 классе (при необходимости может быть продлено).

I этап – организация работы по преемственности между педагогами
начальной школы и педагогами среднего звена (март – май, 4 класс).

II этап – формирование адаптационно-развивающей среды путем осуществления психолого-педагогического сопровождения на
первых шагах ребенка в пятом классе (сентябрь – октябрь).

III этап – анализ успешности прохождения адаптационного периода и выстраивание индивидуальных траекторий для дезадаптированных учащихся 5 класса (конец октября – и до полного прохождения адаптационного периода). Администрация и специалисты школы обеспечивают гласность прохождения каждого этапа программы и возможность внести коррективы.

Этапы реализации программы, их содержание и тематический план занятий:

Этапы:

I.Диагностический
II. Основной III.Заключительный

Содержание:

На I этапе:Диагностика имеющихся знаний по тем. На IIэтапе:Ликвидация пробелов знаний; закрепление уже знакомых понятий; формирование новых понятий, представлений и восприятий времени; его дробления, понимания последовательных временных отрезков; обогащение словаря учащихся терминологией, обозначающих временные категории; отработка навыков использования на практике полученных знаний. На IIIэтапе:Подведение итогов.

Тема занятий:

  1. Диагностика временных представлений учащихся
  2. Предлоги, имеющие временные значения.
  3. Понятие суток, части суток.
  4. Дни недели. Понятие сегодня, вчера, завтра.
  5. Месяцы и времена года.
  6. Время ( секунда, минута, час..)
  7. Прибор измерения.
  8. Год, век, тысячелетие.
  9. Контрольная работа (тест)
  10. Викторина

Использование программы:

Данная быть реализована во всех коррекционных школах и классах

Условия реализации:

Для реализации программы необходимо наличие специально организованного методического обеспечения (функционально ориентированные игрушки и пособия, таблицы, разного вида часы и т. д.) и методологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Реализация программы проходит через специально организованные коррекционные занятия, которые проводит воспитатель и через уроки различных циклов, на которых педагоги на учебном материале создают условия для закрепления и развития временных представлений. для реализации программы необходимо

Наличие в школе психолога и социального педагога.

Эффективность программы:

Эффективность программы должна быть отслежена с помощью наблюдения со стороны педагогов, контрольных опросников и зафиксирована в педагогических диагностиках (карте развития ребенка) для того, чтобы в случае необходимости продолжить работу в данном направлении с нуждающимися учащимися.

Ожидаемые эффекты:

Реализация данной программы позволит пятиклассникам наименее болезненно принять и освоить новые специальные роли в среднем звене.

Литература.

  1. М.Г. Аббасов «Особенности представления и понимания времени учащихся вспомогательной школы»./Дефектология №2, 1983г.
  2. М.В. Воронина « Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников»/ Дефектология 1994г. №5.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 кл. под редакцией
  4. В.В. Воронковой. /М. Просвещение, 2001г.
  5. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Из-во «Речь» С.-П. 2003
  6. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004г. №4.
    1. Л.А. Ясюкова «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников» Из-во «Речь» С.-П. 2003

Анализ диагностических данных по результатам обследования

учащихся 4 класса (март 2007 года)

Тесты, используемые для диагностики учащихся 4 класса, представлены в приложении № 1. Результаты представлены в таблицах. Всего обследовано в 4 классе – 9 человек. Особенностью проведения комплексного исследования детей с трудностями в развитии коррекционной школы VIII вида является необходимость использования дополнительной уточняющей инструкции, объяснения, и активной помощи. Во время группового обследования учащиеся медленно разбирали каждое слово, с трудом понимали то, что читали, а при виде больших текстов, заданий пользовались методом угадывания ответов, ориентируясь на первое слово, на понравившееся слово и т.д. Целью исследования было выявление сформированности у детей необходимых для обучения в среднем звене навыков и умений и предупреждение трудностей, которые могут возникнуть. Для этого было проведено индивидуальное диагностирование каждого ученика. Тест навыка чтения показал, что 66,6 % учащихся имеют слабый уровень сформированности навыка чтения, а смысл прочитанных предложений оказался недоступен большинству. 33,3 % учащихся воспринимали текст весьма приблизительно или вообще искаженно. Хотя способности по гуманитарным наукам у 77,7 % учащихся равны среднему показателю, но на вопросы по тексту они далеко не всегда могут дать вразумительный ответ. В большинстве случаев это объясняется быстрой скоростью переработки информации, что подтверждается результатами теста Тулуз-Пьерона: у 99,9 % учащихся уровень соответствует высокому. Однако коэффициент точности выполнения теста составляет: 66,6 % с уровнем патологии, 33,3 % со слабым средним уровнем. Это нельзя считать случайным и списывать на невнимательность. Следовательно, причина ошибок в незнании, непонимании, стремлении сделать задание быстрее, не задумываясь на правильности и точности выполнения. Обследование с помощью гештальт – теста Бендера показал, что у 55 % учащихся имеются нарушения в зрительно-моторной координации, у 44,4 % учащихся координация развита средне. Рассматривалась адаптированность у учащихся как к социальной ситуации (их взаимоотношения с одноклассниками, классным руководителем, обстановка в семье), так и к процессу обучения в школе в целом и к различным предметам школьного цикла (предметы перечислены в таблице), к ситуациям проверки знаний (ответ у доски, контрольная работа). Общий результат адаптированности оценивался по характеру самооценки, преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности, т.е. наличию или отсутствию переутомления. По результатам исследования можно сделать вывод - 77 % учащихся имеют положительные показатели по данным обследования, что можно считать нормальным уровнем адаптированности класса. 77 % учащихся имеют положительную самооценку, и только 1 ученику требуется изменение темпа деятельности и снижение нагрузок, так как он работает чаще всего на пределе своих возможностей (перевозбуждение). У всех эмоциональный фон характеризуется доминированием хорошего настроения. К школе положительно относятся 100 % учащихся, у 77 % учащихся благополучная обстановка в семье, у 99 % детей хорошие взаимоотношения с одноклассниками и с классным руководителем. На всех уроках абсолютное большинство учащихся чувствуют себя хорошо (на уроках математики, русского языка – 99 %, чтения, живого мира – 88 %, на пении – 66 %). Однако процент учащихся, испытывающих неприятные эмоциональные переживания в ситуациях проверки знаний, чуть выше: 44 % чувствуют себя неуверенно во время контрольных работ и при ответах у доски. В данном случае одной из основных причин этого может быть непрочность знаний присущая детям с трудностями в обучении. В тоже время могут быть и другие индивидуальные причины. Это общая невнимательность, неполноценность навыка чтения, слабая зрительно-двигательная координация, которые осложняют школьную жизнь многих учеников 4 класса. Дима У. предъявляет излишне высокие требования к себе и может расстраиваться, когда его работа таким требованиям не соответствует. Однако часть ребят чувствуют себя хорошо, потому что просто не замечают своих недостатков и некачественного усвоения знаний. У Марины Ж. доминируют инфантильные установки, она предъявляет требования не к себе, а к окружающим, и, особенно, к окружающим ее взрослым. Она считает, что взрослые обязаны выполнить все ее желания. У Олега З. инфантилизм проявляется в недостаточной самостоятельности и ответственности, он легко поддается влиянию сверстников, не задумывается о последствиях своих поступков. При столкновении с трудностями в учебе такие дети могут вести себя излишне эмоционально, проявлять беспомощность или демонстрировать негативизм, т.е. вести себя по-детски, но не прикладывать усилия для преодоления проблем. При изучении социально-психологического климата в 4 классе выявилось, что у двоих из девяти человек в классе излишне выраженное чувство соперничества, стремление к превосходству над другими, стремление самоутвердиться в классе. Однако большинство детей настроены по- доброму друг к другу, готовы оказать помощь, поделиться последним. Классному руководителю необходимо вести работу по преодолению возможных, неожиданных конфликтов, по улучшению взаимоотношений между детьми. Дети, которые, возможно, нуждаются в дополнительном внимании и опеки со стороны классного руководителя – Дима У. и Андрей И.

Таким образом, при планировании дальнейшей работы с данным классом следует педагогам учитывать необходимость решения следующих задач: 1. Развитие произвольности в познавательной и поведенческой сфере. 2. Воспитание уверенности в себе, умения брать на себя ответственность и руководить своими действиями. 3. Повышение уровня самоконтроля и самооценки.

Психолог _______________

Анализ диагностических данных по результатам обследования

учащихся 5 класса (2007 -2008 год ноябрь)

Тесты, используемые для диагностики учащихся 5 класса, представлены в приложении № 1.

Результаты исследования адаптированности учащихся 5 класса представлены в таблице. Исследование проводилось с использованием ЦТО Люшера. Всего обследовано из 11 человек – 8 человек. Рассматривалась адаптированность учащихся, как к социальной ситуации, так и к процессу обучения, к школе в целом и к различным предметам школьного цикла и ситуациям проверки знаний. Процесс первичной адаптации Можно сделать вывод о хорошей социальной адаптированности обследуемых учащихся. У абсолютного большинства ребят благоприятная обстановка в семье, хорошие отношения с одноклассниками, с учителями и классным руководителем. Следовательно, процесс социальной адаптации пятиклассников благополучно завершен. Абсолютное большинство пятиклассников характеризуется школьной зрелостью, только незначительной части учащихся – 10 % (Ольга М., обучается в данной школе первый год) свойственны инфантильные установки по отношению к школе. Следовательно, отношение к школе у нее неустойчивое и может меняться под влиянием настроения. При столкновении с непредвиденными трудностями она может вести себя капризно (демонстрировать негативизм), но не прикладывать усилия по их преодолению. При положительном отношении к школе мотивация учения присутствует только у 30 % учащихся, а у остальных 70 % - внешняя мотивация, т.е. учащихся привлекает внешняя сторона учения (атрибуты, обстановка). Абсолютное большинство учащихся – 90 % имеют позитивную, положительную самооценку, отождествляют себя с хорошими детьми. И только 10 % (Дима А.) отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится, у него присутствует негативная самооценка. При сопоставлении данных результатов с результатами изучения личных взаимоотношений школьников в классе выяснилось, что именно к Диме А. в классе безразличное отношение (к нему со стороны одноклассников никто не проявляет ни симпатии, ни антипатии). Мальчик это чувствует и отзывается об одноклассниках плохо, так как для него важно, чтобы с ним дружили. И он пытается себя отождествлять тоже с плохими учениками. Классному руководителю этот момент взять на заметку. В классе много взаимных симпатий. Но одноклассники недолюбливают Андрея И., Олега З., Диму У. Лидеров в данном классе не выявлено. Настораживает, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество негативных высказываний в адрес друг друга (не нравятся, одноклассники плохие, не дружат, были раньше хорошими). И только Маша Ф. считает, что одноклассники хорошие и дружат с ней. Классному руководителю необходимо работать над сплочением детского коллектива, так как и показатель психологического климата в классном коллективе низкий. Следует обратить внимание, на ответы детей по методу неоконченных предложений о том, что для детей является важным: - получать хорошие оценки и 5 – 30 % - чтобы класс был хорошим – 10 % - чтобы дружили – 10 % - чтобы все учились – 10 % - чтобы не ругали – 10 %: и трудным: - решать задачи – 40 % - чтение – 20 % - русский – 10 % - трудные уроки – 10 % (Люба Е., первый год обучается в школе) Адаптация к процессу обучения (основной деятельности) изучалась по самочувствию детей на уроках. Уроки перечислены в таблице. Обследование показало, что абсолютное большинство 5-классников хорошо себя чувствуют на уроках математики - 90 %, трудах - 90 %, физкультуре - 100 %, рисовании - 90 %. Однако к урокам естествознания, домоводства, пения до сих пор не адаптировалось значительное число учащихся. Равнодушие, ощущение ненужности у Олега И., Кристины Б. – на естествознании, Маши Ф., Любы Е. – на домоводстве, Ольги М. – на русском языке. Отрицательное отношение, неприятие, преобладание плохого настроения у Марины Ж. – на русском языке, у Кристины Б. – на чтении, у Любы Е. – на трудах. Неприятные переживания, какое-то беспокойство, страх – у Димы У. на математике, Ольги М. на чтении, Любы Е. – естествознании, Димы У. – домоводстве. Учителям предметникам, следует задуматься над этими показателями.

Анализ самочувствия учащихся в ситуациях проверки знаний (ответ у доски, самочувствие перед контрольной работой) свидетельствует о том, что 50 % испытывают неприятные переживания перед ответом у доски и 20 % - перед контрольной работой. Это свидетельствует о непрочности знаний учащихся, что может не только осложнять процесс адаптации, но и привести к вторичной дезадаптации даже тех ребят, которые себя чувствуют сейчас в школе в целом хорошо. Это также подтверждает физиологический процесс адаптации. У 50 % эмоциональный фон с преобладанием отрицательных эмоций. У этих детей доминируют плохое настроение, неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить. Нарушается процесс адаптации у ребенка, если у него проблемы: плохое настроение, которые он не может преодолеть самостоятельно. Это как бы может и не нарушать процесс обучения, но свидетельствует о том, что дети нуждаются в помощи. Причиной также может служить неустановившийся внутренний энергетический баланс. У 5-ти учеников (Олега О., Димы У., Маши Ф., Любы Е., Ольги М.) – компенсируемое состояние усталости, т.е. самовосстановление работоспособности, происходит за счет периодического снижения активности. Для этих детей необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. У Кристины Б. – перевозбуждение. Это говорит о том, что ребенок работает на пределе своих возможностей, а не оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо снижение нагрузок. У Димы А. – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для него, требуется их существенное снижение. Обычно переутомление связано с наличием (обострением) хронических заболеваний. Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекции, что приводит к частым простудным заболеваниям (нервно-психическое истощение). При хроническом переутомлении память, внимание, мышление не могут полностью функционировать, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это отрицательно сказывается на учебных успехах. Процесс адаптации завершен положительно у Димы Д., Маши Ф., Любы Е.

Дальнейшие рекомендации педагогам, работающим в 5 классе: 1. Работать над повышением уровня общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями к 5 классу. 2. Работать над развитием учебной мотивации, формированием интереса к учебной деятельности через внеклассную работу по предметам. 3. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формировать позитивное общение в классном коллективе.

Психолог _________________

Приложение № 1

_4 класс_
  1. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Ясюкова Л.А.
  • тест сформированности навыка чтения
  • тест самостоятельности мышления
  • тест Амтхауэра для диагностики структуры интеллекта. Субтесты (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 6, № 7, № 8, № 9)
  • тест – серии А, Б, С и Д теста прогрессивных матриц Равенна
  • проективный тест рисунка дерева Коха
  • цветовой тест Люшера
  • тест дивергентности мышления (задачи Гилфорда)
  • тест Тулуз-Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки
    информации
  • детский личностный опросник Кеттелла (модификация Л.А. Ясюковой)
  • проективный тест межличностных взаимоотношений в классе
  • зрительно-моторный гештальт – тест Бендера

5 класс

  • проективный метод рисования на тему: «Что мне нравится в школе»
  • анкета «Мотивация учения и адаптация ребенка в школе»
  • метод неоконченных предложений
  • цветовой тест Люшера
  • проективный тест рисунка дерева Коха
  • тест определения психологического климата классного коллектива
  • изучение личных взаимоотношений в группе школьников методом социометрии.

Влияние формирования временных представлений на развития личности ребенка в целом

1.Особенности временных понятий и представлений, затрудняющие их восприятие и усвоение.

а)Обилие и разнообразие временной терминологии б)Возможность измерения времени только косвенным путем в)Большая осведомленность и малая дифференцированность г)Меньшая потребность временных представлений д)Невозможность восприятия органами чувств

2.Недостаточное формирование временных понятий

3.Затруднение всей учебной деятельности

4.Недостаточный уровень социализации выпускников школ VIIIвида

Ответственные (кто проводит работу)программу:

1. Учитель русского языка и чтения:

Работа над уточнением знаний предлогов (над, под, за, перед, слева от….,справа от…,в, у,) и правильном их употреблении в речи; над правильным употреблением глаголов в различных временных формах. Формирование умений употреблять временные признаки слов, адекватное использование в речи временных понятий, работа с синонимами и антонимами. Уточнение единиц времени, представлений об удаленности событий, происходящих в произведениях, сопоставление времени действия разных произведений.

Форма работы:Игра, изобразительная деятельность, работа по сюжетным и предметным картинкам, пересказ, творческие виды работ, анализ произведения.

2. Учитель математики.

Задачи и упражнения на движения (единицы времени, скорость движения в различные временные интервалы).

3. Учитель рисования.

Последовательность действий во времени с уточнением значения предлогов. Фориа работы:Собеседование, анализ предстоящей работы.

4. Учитель естествознания:

Уточнение временных интервалов при развитии и жизнедеятельности различных организмов и растений. Форма работы:Собеседование, наблюдение за различными организмами и растениями.

5. Учитель трудового обучения.

Выработка понятий темпа работы, скорости выполнения работы. Форма работы:Соревнования между учащимися, индивидуальная работа с каждым.

6. Воспитатели.

Отработка последовательности времени суток ( через режимные моменты). Уточнять понимание цикличности хода времени в целом (год, неделя, месяц) через чувственный опыт. Обучение и закрепление временных интервалов ( час, минута, секунда). Форма работы:Художественное слово ( стихи, загадки, задачки) Беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, проведение дидактических игр, рисование, ручной труд, изготовление циферблата

Результаты предполагаемой работы:

  1. Видеть временные рамки своей деятельности
  2. Определять последовательность событий
  3. Опосредовать свою деятельность речью ( обозначать, словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении).
  4. Воспринимать временные интервалы
  5. Измерять время по часам с точностью до минуты и секунд.
  6. Решать несложные бытовые задачи на время.
  7. Определять течение времени ( быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, давно).
Дополнительная информация: 
не доступно
Стоимость: 
не доступно

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!