Жизненные сценарии: на работе и в жизни...

Авторство

Марунич Ольга Юрьевна: психолог, бизнес-тренер

Психолог
Город: Обнинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, НЛП, гештальт-терапия, когнитивная терапия, организационное консультирование, психосинтез, символдрама

 

Почему со мной происходит то, что происходит? Как так получается, что каждый раз я наступаю на те же самые грабли?

 

К примеру, у меня были соискатели на разные должности, которые перечисляя последние три-четыре места работы, признавались, что все предыдущие фирмы – разорились.
Как можно каждый раз выбирать компанию, в которой НЕ все стабильно?

Да очень просто!

Дело в том, что каждый из нас живет по заданному сценарию. Сценарий – это некий план жизни. Сценарий жизни у каждого человека разный, но едем мы по своей жизни, как паровоз по рельсам…
Впервые теория сценария была разработана Э.Берном и К.Стайнером.

Как любая история сценарий имеет начало, середину, конец. А это значит, что еще фактически до рождения предрешено как вы появитесь на свет, как к вам будут относиться ваши близкие, каких успехов вы добьетесь в жизни, когда и при каких обстоятельствах вы покинете этот мир.

И это не волшебство и не гадание. Психологи, работающие со сценариями жизни, еще до рождения малыша, могут многое рассказать из того, что ожидает его в будущем.

В сценарие присутствуют свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. Сценарий жизни может быть трагичным или комичным, интересным или скучным, вдохновляющим или позорным.
Сценарий подкрепляется родителями и формируется от зачатия до 4-5 лет жизни ребенка, шлифуется до 7 лет и далее подтверждается.

Будучи взрослым людьми, мы иногда проигрываем стратегии, избранные в детстве. Когда мы входим в сценарий, то обычно не осознаем, что проигрываем детские стратегии.

Поэтому-то мы выбираем одинаковых женщин или мужчин, поэтому постоянно попадаем в какие-то переделки, поэтому при всем желании остаемся аутсайдерами. Именно, исходя из плана нашей жизни, мы выбираем ту или иную профессию, сценарий управляет нашим поведением, мыслями, чувствами.

Мы неукоснительно следуем своему сценарию до 19 лет (в этом возрасте формируется воля), а кто-то и всю жизнь.
После 19 лет при осознанном отношении к жизни, мы можем менять свой сценарий так, как хотим.

Почему же мы принимаем сценарий жизни, будучи ребенком?

Ребенок следует сценарию в соответствии с собственным восприятием окружающего мира. Это восприятие основывается на особенностях восприятия ребенка и способностях осознанно реагировать и действовать в реальности. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка для адаптации и выживания в мире, который часто кажется ему в 0-4 года враждебным и опасным. Особенно если такая установка подкрепляется родителями, бабушками, дедушками… «Не упади», «не ходи туда», «давай быстрее», «радуй других», «будь сильным», ты же мужчина»…

Конечно будучи взрослым, мы по- другому реагируем на послания начальства, родителей и других, значимых для нас людей. А когда мы маленькие, мы впитываем все как губка, без анализа и возможности от чего-то отказаться.
Непрямые указания, послания, которые ребенок может получать от родителя в виде определенного поведения, поступков довольно разнообразны. Привести хотя бы пример послания «не будь самим собой», когда мама или папа сильно хотели мальчика, а родилась девочка и начинают воспитывать девочку, как мужчину. Есть более или менее безопасные сценарии, как например: «не высовывайся, не будь лидером», а есть и более агрессивные, угрожающие целостности психики ребенка, как например, «не живи» (когда ребенка не ждали).

Приведу пример, одного из жизненных сценариев руководителя одной небольшой компании. При проведении аттестации, разговаривая с сотрудниками, узнали, что они выражают недовольство своим руководителем. «Шеф замечательный, душевный, но как дело доходит до каких-то проблем, не предпринимает ничего». К примеру, нужно платить аренду за помещение, а денег не заработали и т.д. и при этом руководитель, как ни в чем не бывало, мирно раскладывает пасьянс в своем кабинете. При общении с директором, его спросили, какой его любимый сказочный персонаж? (Вопрос, кстати для менеджеров по персоналу, которые подбирают персонал). Как вы думаете, что он ответил? Емеля… И ждал руководитель-Емеля «по щучьему велению… по своему хотению…

По содержанию, есть сценарии:
 победителя или того, кто достигает поставленной перед собой цели легко и непринужденно;
 побежденного, того, кто либо не достигает цели, либо достигает, но со значительными усилиями;
 и сценарий не-победителя, который день ото дня терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. На работе такие люди редко идут на повышение, но их и не увольняют.

Как понять, что я именно сейчас следую своим сценарным стратегиям?

Во-первых, вы можете понять, что входите в свой привычный сценарий, когда ситуация «здесь и теперь» воспринимается вами как стрессовая. Т.е. либо вы не знаете, как справляться с подобной ситуацией. Либо, используете устаревшие, детские стратегии поведения. Но в любом случае испытываете дискомфорт. Чем сценарий жестче, тем больше человек сталкивается со стрессовыми ситуациями.

Во-вторых, когда имеется сходство между ситуацией «здесь и теперь» и стрессовой ситуацией в девстве. К примеру, на консультации девушка призналась, что у нее есть проблемы с молодыми людьми. Она выбирает таких мужчин, которых нужно с кем-то делить. Девушка вспомнила, что в детстве она делила папино внимание с сестрой (опять же про восприятие окружающего мира свойственного только ребенку), а в детском садике ей нравился мальчик, который приносил конфеты и делился с ней и еще одной девочкой.

Хорошая новость во всем этом такова, сценарий можно менять. Осознав свой сценарий, я могу обнаружить те области, в которых приняла проигрышные решения, и переделать их на выигрышные.

Вот несколько подсказок для обнаружения собственного сценария.

1. Напишите рассказ о себе. Кто ваши родители, какие привычки есть у ваших родителей? Что вам говорили, что запрещали, в чем поддерживали вас ваши родители? Как это влияет на сегодняшнюю жизнь? Где и при каких обстоятельствах вы родились? Вы желанный ребенок? Как складывалась ваша жизнь в детстве, в юности? Какие отношения были в школе, с друзьями, в институте? Что сейчас происходит с вами: на работе, в вашей семье, как вы воспитываете ваших детей?
Когда напишите, перечитайте. Подумайте, что вас не устраивает, что хотите поменять. Подумайте, как вы можете это сделать? После чего – действуйте!
2. Вспомните любимую детскую сказку, миф, рассказ. Нам часто нравиться то, что каким-то образом перекликается с нами, нашей жизнью.
3. Вспомните любимого персонажа из сказок, фильмов, историй. Какова его жизнь? Каков его сценарий? Подумайте, как этот сценарий перекликается с вашим собственным сценарием? И опять же, меняйте.
4. Вспомните какую-то стрессовую ситуацию, которая произошла с вами недавно? Какие чувства вы тогда испытывали? А теперь вспомните подобную ситуацию и схожие чувства, которая произошла неделю назад, 5 лет назад, в юности, в детстве… Что в них одинакового? Как вы реагировали во всех этих ситуациях? Как сейчас, будучи взрослым, вы по-новому справиться с ситуацией (пРОСТо и без негативных чувств). Хотя бы раз воспользуйтесь новыми стратегиями решения конфликтной, сложной, стрессовой ситуации.

Удачи вам в построении собственной жизни!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!