Выгоды невроза. Анализ и решение

Авторство

Ярин Сергей Владимирович

Психолог
Город: Краснодар
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, врач-психотерапевт, психиатр, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, прочие подходы и методы

Тревожный, невротический мир и его последствия, охраняют человека от проникновения в реальную жизнь, где, по мнению невротика «намного тяжелее жить», там есть «реальные страшные  проблемы», которые нужно решать, есть «реальные требования и ответственность за других» которую тяжело нести на себе. К здоровому человеку в современном обществе совершенно другие требования, чем к больному, задумайтесь над этим. С хронически больного в целом «спрос» меньше, он может не работать, либо работать на легких работах, либо часто уходить на больничный («по состоянию здоровья, конечно»), к нему больше внимания и жалости, и не только от родственников, но и от социальной системы в целом, в особенности от «помогающих» институтов общества, в первую очередь это медицина, церковь, социальные службы и т.п.

Государственная психотерапия. И другие методы помощи при неврозах.

Вы догадываетесь, что невротизированное общество и его структура по определению не могут избавить саму себя, от самих себя своими же методами.

Что касается медицины, и в особенности государственной поддержки и якобы лечению при неврозах, то здесь вопрос о реальной помощи, можно поставить под глубокое сомнения (это не относится конечно к другим видам психических расстройств. Только неврозы.). Выставляя человеку реальный диагноз при неврозе, медицина автоматически снимает с него ответственность за выход из невроза, практически лишая его возможности избавиться от него, далее, отделения неврозов, где реального лечения от невроза практически не существует (за очень редким исключением) и виной тому не врачи, которые там работают, а система помощи в целом. Смотрите, невротик, которому поставили ярлык болезни, и положили в отделение ,закрепив осознание тяжелой болезни, с которой  по их мнению невозможно справиться в амбулаторных условиях, ведь она «угрожает жизни», где лечат таблетками, как бы говоря, «ты реально больной, расслабься и жди улучшения» и это улучшение наступает, в тех случаях когда была правильно подобрана медикаментозная терапия, «о чудо!». НО, стоит человеку перестать принимать препараты и подождать окончания их инерционного воздействия, как все симптомы возвращаются, часто видоизменяясь и усложняя симптоматику самого невроза, тем самым в очередной раз, доказывая человеку, что «заболевание то, настоящее», «препарат помог!» Поспорить с этим действительно нельзя, но не вылечил, «значит оно хроническое, как гипертония или бронхиальная астма, мало ли…». Такая логика, как правило, окончательно закрепляет стигму невроза  и самого расстройства на всю оставшуюся жизнь. Вы никогда не интересовались статистикой повторных, многократных госпитализаций в отделение неврозов? Лучше и не надо. Страшно станет от огромного количества одних и тех же пациентов, которые из года в год пытаются избавиться от головной боли «кровопусканием» (теми методами, что не эффективны). Так в чем же дело? Почему официальная, государственная терапия не может излечить неврозы. Учитывая психологическую причину возникновения всех неврозов, способ лечения их только один, «найти, откопать, и утилизировать эту причину», метод который может справиться с этим, только один, как вы надеюсь понимаете, психотерапия! Вот и получается, что обращаешься к государству за помощью, а получаешь взамен стабилизацию и хронизацию своего невроза. Еще раз повторюсь, это не вина врачей которые там работают, они скорее заложники этой системы. Огромные деньги идут на лекарственное лечение, но реальная психотрепаия, которую большинство из них готовы оказать, практически не оплачивается. Находясь в условиях нищенской оплаты труда (нигде в мире труд врачей не оплачивается так низко), имея огромную нагрузку в плане количества пациентов и ответственности за них, не имея возможности полноценного духовного роста (а это необходимый фактор эффективного психотерапевта), естественно, врачи не могут предоставить полноценной помощи при лечении неврозов. Все методы лечения направленные на «подавление симптома» можно считать паллиативными (т.е. временно облегчающими, как обезболивающее при конечной стадии рака с болевым синдромом). Легко понять, что туда относятся все те методики, которые не вскрывают причину невроза и не помогают с этой причиной справиться, а именно, техники внушения (гипноз), релаксации (мышечное расслабление, дыхательные гимнастики, нейролингвистическое программирование, не говоря уже о «биоэнергокоррекции», гомеопатии в лечении неврозов, и т.д. и т.п. НО, нужно понимать, что в некоторых легких случаях невроза (поверхностный конфликт, несложный по структуре, малое время пребывания в нем до начала лечения), они действительно эффективны, они могут, как бы,  «подтолкнуть» человека к самостоятельному решению всех жизненных проблем, помочь успокоиться, вылить негативную эмоциональную энергию, отвлечься, вспомнить о себе, мобилизовать внутренний ресурс. Поэтому их применение оправдано, но  в большинстве случаев лишь как дополнительный, вспомогательный метод психотерапии. 

Отдельное внимание заслуживает погружение человека в религию при неврозе, как показывает практика, (сложно узнать реальную статистику), во многих случаях оно дает положительный эффект. Духовный рост, последовательная система ценностей, упорядочивание жизни, наведение порядка в моральной части личности, искупление вины. По сути, это все то, к чему стремиться эффективная психотерапия. Пожалуй поэтому религия имеет лечебный эффект при неврозах. НО, как обычно, везде есть свои «но». Для атеистов этот вариант исключен полностью, для того что бы религия оказала психотерапевтический эффект, нужно достаточно серьезно «провалиться» в ее недра. Чем это может грозить? Потерей целостности своего автономного «Я», теперь оно полностью принадлежит вере, внешнему Богу, жесткой системе моральных ценностей, бесконечным ритуалам которые могут занять очень много силы и энергии отвлекая от других прелестей жизни. Гиперморальность, в свою очередь может иметь неприятный побочный эффект от погружения в религию. Он называется, «усиление невроза», просто потому что, человек начинает чувствовать вину, почти за все, что он уже сделал, что он сейчас делает, и что он еще натворит (хотя может вести себя вполне адекватно, не нарушая никаких базовых этических законов, т.е. не убивает, не ворует, не извращается и т.д. Вина начинает грызть его самооценку, и наказывать его за малейшее отступление от гиперморальности при глубокой религиозности). Вдобавок легко получить подавленную сексуальность, опять таки от гиперморальнотси понимания религии, и тем самым направить подавленную энергию либидо на формирование симптомов невроза, ну или на творчество (как говорил Фрейд). Я сомневаюсь, что всевышний хотел бы что бы человек веруя в него, погружался в невроз. Еще один минус погружения в глубокую религиозность, это, как не странно, моральное отравление или презрение, но это произойдет только в случае если посмотреть или увидеть ту часть религии, которая служит исключительно целям (невротизированного) государства, пропаганда определенных политических идей (скрытым от несведущего человека образом), деление людей на классы по социальному статусу и материальлному благосостоянию, к таким людям часть религиозных деятелей относится с особым пристрастием, предлагая им свои услуги на «особых» условиях. Здесь ни в коем случае ни критикуется церковь и религия в целом. Разговор идет об отдельных личностях, которые подрывают истинную ценность церкви как института общества служащего для блага общества, вне зависимости от статуса и материального достатка.

Вообще любое поведение, направленное на жесткое упорядочивание жизни, ценностей в жизни, в крайних его формах (т.е. этому нужно посвящать очень много времени, хронически находиться в этом, растворить свое «Я» в данном «мирке») может принести лечебный результат при неврозах, может конечно и не принести, а усилить (как в примере с религией). Что это за поведение? В социуме: различные секты, тюрьма, либо наличие некой сверхценной идеи, которой человек полностью отдается (научная или творческая деятельность).

Вне социума, понятие общественного невроза вообще перестает существовать, (жизнь на природе «в горах, в лесах»). Здесь в полной мере начинают работать наши инстинкты исключающие «слабое и зависимое» поведение и направленные на адаптацию в жестких условиях естественной природы. Слабым быть не перед кем, если только перед собой, то умрешь действительно (а это невротик никогда не допускает, у него наоборот постоянный бессознательный страх смерти). На природе, оставшись наедине с собой, симптомы невроза уйдут сами собой, за ненадобностью, выгода наличия «очень удобного» невроза исчезнет полностью. Но, это не является универсальным решением для самого человека. Ведь мы предпочитаем быть социальными существами.

Можно сделать следующие выводы по причинам выгоды невроза. Выгода, является основной причиной, по которой возникает невроз. Она направлена на удобство существования человека как зависимого и слабого существа в обществе. Появляется в первую очередь, благодаря чрезмерной жалости невротика к самому себе, во вторых, жалости и помощи от значимых людей, в третьих жалости и помощи от государства.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!