Внутренний мир подростка

Авторство

Евсюкова Ольга Владимировна

Психолог
Город: Краснодар
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия, психоанализ, расстановки по Б.Хеллингеру, системная терапия

Взрослея, уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток задает себе глобальные вопросы: - Кто же я? Для чего живу? Имею право или не имею? Куда я могу двигаться? На что и кого я могу опираться? Какое мое место в жизни? И т.п. В личностной сфере подростка происходит формирование общих принципов, определений, суждений, убеждений о допустимости и не допустимости, порядочности и не порядочности, приемлемости и не приемлемости его действий в жизни, в планировании своего пути. В психологии это носит название «кризис идентичности», благополучным исходом которого является формирование устойчивой системы представлений о себе и своем месте в мире, а неблагополучным – «потерянность», неопределенность в этих вопросах. В эмоциональном плане у подростков также нет еще автономии. Они напоминают аккумулятор. Если заряжен – бегает, интересуется, демонстрирует свою независимость. Как только заряд закончился – он идет подзарядиться к родителям, в семью. Родителям важно не упускать эти моменты: быть чувствительными, открытыми, доступными для общения. Подросток сам придет, все расскажет, поделится своими переживаниями, тайнами, спросит совет. Но, это произойдет не в тот момент, когда родитель хочет узнать о жизни подростка, а только когда он сам решит, будет готов к общению (когда его эмоциональный аккумулятор подсел). Формирование благополучной личной идентичности подростка завершается пониманием непрерывности жизни, причинно-следственных связей его поступков, мыслей, действий и событий жизни, принятием ответственности за себя. Как же ищет подросток ответы на свои глобальные вопросы? Какие способы используют наши взрослеющие дети для ответа на вопрос своего самоопределения, формирование идентичности взрослого человека?
Подросток использует следующие механизмы поиска идентичности:

  1. Проверка запретов, границ. Нарушая запреты старших, подросток пробует жизнь, задаваясь вопросом: Что можно? Что нельзя? Очень важным для себя подросток считает нарушать запреты: « А сойдет мне это с рук или нет?». Подростку просто необходимо для собственного развития «набить шишки» о запреты, осознать их смысл и нужность. Он часто намерено нарушает определенные правила, проверяя на прочность слово старших, наблюдая последствия своих поступков, совершая связанные с риском действия. Именно поэтому жесткие требования и запреты в общении с подростком противопоказаны, эффект от них оказывается чаще всего обратным. Проводя такие эксперименты, подросток нащупывает те границы, где «с рук уже не сойдет». Ему любопытно: действительно ли последует наказание за нарушение запретов или можно будет еще ослушаться и действовать по своему усмотрению. Подросток учится принимать ответственность за свои поступки. Это происходит как нарушение запретов родителей, семьи, так и общества. Только с помощью нарушения некоторых запретов, принятия их обоснованности, проверки на собственном опыте, подросток учится самостоятельности в жизни.

  2. Эксперименты над телом, его выносливостью и возможностями. Подростки любят собираться на крышах домов, балансировать над пропастью, стоять у края скалы, прыгать с большой высоты, ездить на максимальной скорости и прочие подвиги совершать. Им интересно: упаду или не упаду, разобьюсь или нет, погибну или все же останусь жив, а если погибну то это как? За этими действиями с риском стоит любопытство, получение драйва от новых ощущений. Совершая действие, связанное с риском, подросток не думает в этот момент о близких, о том, что его поступок может огорчить, напугать родителей и тем более он забывает о том, что его тело может пострадать. Страхи конечно есть. Только чувство страха подбадривает, усиливает желание совершить рискованный эксперимент. Подростковый возраст, у большинства детей, характерен малой заботой о собственном здоровье. Энергии в этом возрасте много, восстановление организма после нагрузок происходит быстро. Жизнь кажется долгой. Ценности, связанные со здоровым состоянием тела полностью не сформированы. Подростки рассматривают ценность здоровья как способ достигать определенных целей. Есть много любопытства к физическим экспериментам над телом (пирсинг, тату, первая сигарета). О последствиях думать подросток не умеет. Ему интересна жизнь здесь и сейчас. Подросток мыслит текущим моментом: он не видит последовательности и преемственности между тем, что есть сейчас и тем, что будет когда то. Суждения о настоящем и взгляды в будущее ограничиваются периодом в несколько месяцев: конца четверти или учебного года. Перспектива поступления в другое учебное заведение, обретение профессии, семьи воспринимаются подростком, как другая, взрослая жизнь. По этому, обращенные к ним призывы с рассуждениями о будущем и последствиями его поступков сейчас мало результативны. Эффективнее говорить с подростком о том, что есть сейчас, объясняя, что будущее само по себе не берется ниоткуда, а оно предопределяется настоящим.

  3. Идентификация с конкретным персонажем, социальной ролью или группой людей. Начинается это как игра. Подросток примеряет разные роли. Он меняет одежду на кричащую, на ту, которая отличает принадлежность к какому-либо молодежному движению, делает отличительные знаки на теле, меняет прически. Меняя себя, подросток ищет тот образ, который ему ближе, который больше запретен. Что же такого привлекательного в подражании, в идентификации? Подросток разделяет принятые объектом идентификации модели поведения, считывает и демонстрирует их. Различные варианты поведенческого и внешнего подражания – это только поверхностный пласт: « Я веду себя как они!».
    Более глубокий смысл идентификации подростка – получение модели эмоционального реагирования на те, или иные жизненные события. С помощью этой модели подросток становится способным управлять своими эмоциями, выражать их. Опасность в том, что взрослея, подросток может на какое-то время застрять в таком образе, тем самым замедлить свой путь развития. У подростка впервые появляются новые эмоции, чувства, которые его всецело захватывают. Он способен чувствовать себя чрезвычайно счастливым или несчастным. Эти эмоциональные переживания усилены гормональными изменениями организма и кажутся глобальными. Он сам не может разобраться в этих мощных переживаниях и не всегда понимает, что с ним происходит, не всегда может понять причины этого. Многие чувства он испытывает впервые! Первая любовь, предательство, разочарование, волнение, стыд, восторг - целый калейдоскоп чувств. Подростку хочется быть хозяином своих субъективных переживаний. Идентификация дает идеальную модель: какие чувства испытывать, в какой момент, когда быть счастливым, когда несчастным. И происходит это в кругу единомышленников, что само по себе для подростка значимо. Бороться с этими механизмами бессмысленно. Так как они являются для подростка естественными. Он учится жить самостоятельно. Старшие часто видят источник проблем в том, что подросток выбрал не подходящий объект для идентификации: « Не та музыка играет в его комнате, кумиры не те, приятели плохие». У взрослеющего ребенка всегда есть выбор: какое общество предпочесть. Компания насильно к себе не затягивает. Причина выбора «плохой» компании – это отсутствие альтернативной компании, которая вела бы социально приемлемую деятельность эмоционально привлекательную для подростка. Не надо недооценивать интеллект подростков. Если у них есть выбор между компанией с примитивными интересами (собраться в подвале с пивом), или той, которая ведет более активную деятельность (отправиться в поход с ночлегом, костром и песней под гитару), он выберет вторую, тем более она более эмоционально привлекательна.

    Подростки часто жалуются: « У этих родителей только два вопроса: Что получил? И Что задано? А что со мной происходит на самом деле, их не интересует!». Появляются обиды на взрослых. В подростковом возрасте особую значимость имеет общение со сверстниками. Сверстники воспринимаются как авторитетные фигуры. Подростки часто делятся своим сокровенным с друзьями, не доверяют родителям. Авторитет взрослых снижается. Поэтому важно способствовать высказываниям мыслей молодых людей. Взрослым стоит научиться интересоваться внутренним миром и переживаниями подростка грамотно. Вопрос об уроках должен быть задан в последнюю очередь, номером десять. А главное, что должно интересовать родителей: что нового узнал, как складываются отношения с друзьями, какие новости во дворе и в школе. Родители, общество должны услышать и понять взрослеющего ребенка. Быть отзывчивыми и давать свободу. Уметь отпускать и приближаться, когда того требует ситуация. Можно создать среду, в которой подросток найдет способ реализовать свои интересы, в приемлемой для общества форме. Если такой среды у подростка нет, то он сам ее найдет, но сделать это может не совсем удачно. И конечно, подростку необходимы справедливые запреты, ограничения, четкие границы в сочетании с возможностью принимать решения самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!