Тревожный ребёнок

Авторство

Кузнецова Ирина Николаевна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ

Взрослые, мужчины и женщины, говорят о тревоге. О том, что иногда им бывает  неспокойно на душе, тревожно без всякой видимой на то причины. Чувство тревоги может охватывать внезапно, иметь множество проявлений, переходя в телесные болезненные симптомы. Взрослый об этом говорит, говорит на консультации у врача, психолога, психотерапевта, говорит своим близким людям. А как же ребёнок? В современную речь родителей, педагогов, врачей вошло устойчивое сочетание слов – «тревожный ребёнок».

Мой опыт практикующего детского психоаналитика и детского психолога в системе дошкольного и школьного образования основывается на нескольких составляющих:

- диагностика детей (наблюдения, тесты, проективные методики – рисунки, поделки и пр.):

- беседы с детьми;

- коррекционная работа с детьми;

- беседы с родителями;

- беседы со специалистами: педагогами и врачами.

Опираясь на данные, полученные эмпирическим путём, можно говорить о том, что тревожность и стресс у современных детей, действительно, достигают очень высокого уровня.

Так, по результатам исследования детей 6-7 -летнего возраста:

- 84% детей имеют высокий уровень тревожности, свидетельствующий о наличии постоянно присутствующего беспокоящего фактора;

- у 56% - энергетический показатель жизни низкий, что говорит о хроническом переутомлении, истощении, низкой работоспособности или перевозбуждении.

Диагностика учащихся 6-х классов, проводимая мною в течение двух последних лет, показала, что у большинства учащихся присутствует высокий уровень тревоги и страхов - 75%. Это страхи, связанные как с процессом обучения (страх получить «два», опоздать на урок, отвечать у доски и пр.), так и такие страхи, как:

- страх темноты, старших детей, наказания со стороны родителей;

- страх природных явлений: молний, грома, астероидов и метеоритов;

- страх потерять близких людей: мать, отца, друзей.

Тревога школьников проявляется не только через область учебной деятельности: боязнь не оправдать ожиданий родителей, страх сделать ошибку или получить плохую оценку, быть осмеянными одноклассниками и оказаться в одиночестве, через поведение детей (упрямство, агрессивность, гиперактивность, нежелание учиться и пр.), навязчивые действия (грызть ногти и ручки, теребить себя за какие-либо части тела и т.д), но и, что не менее важно, через соматические заболевания (ЖКТ, аллергия, астма, частые простудные заболевания, энурез и пр.).

В чём может быть причина появления тревоги? Ребёнок в период своего становления от младенца к взрослому проходит сложный путь психического развития, который в современном мире усугубляется многими факторами. Вот только некоторые из них:

- непомерные требования родителей к ребёнку быть первым, лучшим, идеальным;

- несоизмеримые нагрузки в обучении, посещение множества дополнительных кружков, развивающих центров (рабочий день ребёнка 5-7-летнего возраста порой составляет 12-13 часов);

- конфликты и неприятности в семье: ссоры и развод родителей (каждый второй-третий семейный союз распадается); болезни близких, финансовые проблемы и пр.;

- безмерная увлеченность детей компьютерными играми;

- ежедневно дети подвергаются агрессивной информационной атаке с экранов телевизоров, с рекламных щитов и страниц прессы, встречаясь с негативными новостями, которые сложно выдержать и человеку с устойчивой психической структурой.

Ребёнок много с чем встречается в своей жизни. Но чем ровнее и спокойнее течёт она, тем благополучнее сложится жизнь взрослого человека.

И. Н. Кузнецова, психоаналитик

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!