Страшный Страх

Авторство

Косова Анна Николаевна

Психолог
Город: Самара
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: телесно-ориентированная психотерапия

Как медпсихологу, мне кажется важным то, как родители сами относятся к страхам своих детей. Одни отмахиваются, когда ребенок в сотый раз жалуется на «злого волка» или ночные кошмары, не замечают боязливого поведения в школе, считая, что «само рассосется», а другие наблюдательны и готовы развеять страх своими силами или с помощью специалиста. Конечно, второй вариант предпочтительнее, ведь страх может обрастать новыми «бяками-закоряками».  

Например, девочка 8-ми лет ведёт себя как 4-летняя, а порой и вовсе как зверушка. Все это случилось после перелома обеих ног, которые уже месяц как срослись. Хирург назначил активную ходьбу, но она отказывается, старательно и медленно хромает, капризничает, скалит зубы, царапается, уходит от контакта с родными и сверстниками, т.е. ведет себя как любимый игрушечный персонаж «Багира», которого, конечно, «сломать» сложно. Вот она – простая, но эффективная защита в виде регрессии – соскальзывание в инфантильность. И работать с ней было не просто. Разговор был возможен только через ее любимицу-пантеру, от чьего лица она довольно высокомерно и агрессивно общалась, в том числе и с мамой. Но вода и камень точит. За 10 встреч Багира постепенно научилась слышать не только своё недовольное мурчание, но и других. Сначала это были сказочные персонажи, которые были слабее и «ничтожнее» царицы зверей. Потом вдруг стали появляться другие, которые провоцировали ее на иные реакции: удивление, интерес, желание самой подойти и познакомиться и не оттолкнуть, а может быть даже – «О, ужас!» – поиграть! И они, даже совсем «слабаки», вовсе не готовы были плясать под ее дудку, слушаться виляния горделивого хвоста! И она вставала и шла, и порой даже бежала! Знакомилась и ошибалась, пряталась в свой нелепый образ и вновь выныривала из него. А образ таял… потому что становился смешным. А за смешной дырявый мираж уже сложно прятаться! Никто с тобой играть не будет. Вот где открытия. Шаги. Движение к другим. Уже к живым «настоященским» людям, к сверстникам, которых мы позвали на наше занятие. Вот где страху-то! А Багира нашла себе другой дом – густой лес, где ей хорошо: «Пока, Багира! Мы иногда будем приходить к тебе в гости, чтобы покататься на твоей мягкой спине!»

Каждый возраст своего боится. Дети 1-3 лет чувствительны к внезапным стимулам и одиночеству; в 3-5 лет доминирует боязнь нападения, темноты, животных, сказочных персонажей (злой покемон, баба-яга и т.п.); 5-7 лет – страх смерти, потери родителей, болезни, войны, стихий, а в школьные годы – несколько пиков и спадов фобий, связанных с новыми социальными ролями.

Случаи из практики сами за себя говорят: девочка 6 лет – страх темноты, из-за чего спит только в постели родителей, периодически выгоняя «лишнего» папу; крепкий здоровый мальчик 7 лет – страх смертельной болезни, который появился после смерти любимого пса, что сопровождалось запуганным поведением со сверстниками; девочка-отличница 11 лет – жуткий страх неудачи в новой престижной школе, материнского неодобрения, из-за чего начинается такая «медвежья болезнь», что ей приходится все контрольные отсиживаться в туалете; девочка 13 лет из православной семьи – страх быть «лохушкой», по сравнению с воображалами-одноклассницами; мальчик 14 лет – страх собак, после развода родителей, как возможность привлечь, хоть болезнью, к себе внимание отца и др.

Ребенок, как зеркало, отражает мир вокруг себя, поведение взрослых, их собственные сомнения. И часто бывает, что пары встреч достаточно для «изживания» страха – встретиться с ним, обыграть-отрисовать-отлепить его и выбрать здоровую форму реагирования. Тут в помощь приходят, как вы уже догадались, – игровая и арт-терапия – лучшие средства работы с детьми. Параллельная «закрепительная» работа проводится со взрослыми. Мама-папы тоже ищут и находят! Себя новых в новых ролях на шахматной доске своей семьи. И новое место для своего ребенка, рядом с собой. И на этом месте уже нет надобности в Страшном Страхе.

Самое приятное – это воодушевление, которое ловишь на занятии. Воодушевление от нового себя, который Смог! Пусть даже через «скучно-страшно-глупо-ну-не буду!». И они смогли. И ждут встречи с психологом, а потому что только здесь дают медали за силу, которые надо самим смастерить, а потом вдруг подарить обиженным, строят горы из пледа, замок из вазы, рисуют чёрти-кого с бантиком (потому что с бантиком – уже не страшно!). И это один из критериев, по которому можно определить хорошего специалиста. Семья просто спешит на встречу, а придя на нее, мама вскользь сообщает: «Знаете, Сережа уже две недели спит спокойно, но у нас возник другой вопрос…». Приходите, разберемся!

Косова Анна Николаевна

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!