Созависимость - место для страданий (часть 3)

Авторство

Выпряжкин Сергей Владимирович

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, поведенческая психотерапия

 

В этой статье я продолжаю описывать этапы работы семейного психолога с созависимыми родственниками в реабилитационном центре. Напомню об этапах:

  1. Сбор информации о семье и зависимом;
  2. Предоставление информации о зависимости и созависимости, как болезнях;
  3. Работа с виной и обидами реабилитанта и его родственников;
  4. Работа с реактивным общением в семье;
  5. Границы и личный план выздоровления.

Психологи знакомы с понятиями «семейной системы» и «реактивного общения (поведения)». Нигде так наглядно это не демонстрируется, как в реабилитационном процессе. За достаточно короткое время, благодаря собственной психологической работе, реабилитант действительно меняется: манера говорить и двигаться, взгляд, мимика и жесты, способность осознавать свое тело и чувства. Однако когда происходит встреча с членами семьи, он регрессирует во всем перечисленном до первичного состояния. Так работает система.

4

На четвертом этапе психологической работы с семьей в реабилитационном центре задачей является изменение общения между членами семьи зависимого, с реактивного –  на активное.

Природа реактивных отношений понятна. В период своего употребления, человек демонстрирует стереотипное поведение, а в ответ на это возникают стереотипные реакции остальных членов семьи. А эти реакции, в свою очередь, снова формируют линию поведения и общения зависимого. Не буду раскрывать здесь эту тему, так она может быть самостоятельной и обширной.

В работе на данном этапе выделяется следующая схема преобразования общения:

·        теоретическая подготовка для осознавания;

·        практика реактивного общения;

·        анализ реактивного общения;

·        практическое внедрение в процесс;

·        анализ практики внедрения;

·        практика осознавания реакций в режиме «здесь и сейчас»;

·        приобретение навыков осознавания реакций и активного общения.

Психолог говорит на тему реактивного общения с обеими сторонами предстоящей встречи. Он описывает этот феномен, дабы иметь некий якорь, когда этот феномен проявится. В качестве реального инструмента эта информация пока бесполезна.

На встрече, задача психолога максимально приблизить общение реабилитанта и его родственников к реальному. К этому моменту, это сделать уже несложно, так как на прошлых встречах они исчерпали, актуальные тогда, переживания вины и обид. Реакции на этой встрече не заставят себя ждать. Все участники начинают общаться по принципу «зашоренной лошади», каждый реагирует исходя из типичных ролей, не осознавая процесса. Именно тогда психолог возвращает всех к теории и показывает ее практическую реализацию, а происходить это может, как на встрече, так и после нее – по отдельности.

Анализ произошедшей встречи состоит из описания своих переживаний и поиска параллелей из прошлого, деструктивного общения, когда реабилитант находился в активном употреблении.

На следующей встрече участники «вооружены» собственным опытом проработки своего поведения. Однако, чаще всего, реакции в общении остаются прежними, с той разницей, что «шоры» удается раздвинуть в некоторые моменты и участники становятся не столь безапелляционными, у них появляется возможность обратить внимание на свои чувства, взамен сосредоточенности на привычном образе собеседника.

Мама: Что ты думаешь делать после реабилитации?

Сын: Не знаю я пока, мне сейчас не до этого (с раздражением).

Мама: Ну, понятно…(с долей презрения). Снова будешь на диване валяться (с нарастающим раздражением)?

Сын: Тебе кто сказал, что я буду на диване валяться?! Ты чего лезешь опять? У меня еще есть время, тут все по плану идет своему!

Психолог: Я предлагаю остановиться сейчас. У вас обоих сейчас какая цель? Накричать друг на друга и разойтись в разные стороны? Вряд ли. (Обращается к сыну) Что ты чувствовал в этом диалоге?

Сын (взгляд стал задумчивым): Не знаю. Так-то с хорошим настроением пришел на встречу, рад был тебя видеть, мама. А когда ты задала вопрос про «что ты будешь делать», сразу возмущение какое-то почувствовал, недооценку, злость потом.

Психолог (маме): Когда Вы задавали этот вопрос, была цель получить такую реакцию сына?

Мама: Конечно нет! Я просто спросила… Меня это, на самом деле очень беспокоит. Чем ближе к концу подходит реабилитация, тем больше нарастает моя тревога. У меня много страхов в связи с этим. Я очень боюсь, что все это повторится…

В последующем анализе участники общения замечают, как легко скатиться в привычную колею, и что результат, в таком случае, явно негативен.

На дальнейших встречах вмешательство психолога должно сводиться на нет.

Процессуально, психолог реабилитационного центра, не боится проявления сильных эмоций участников встречи, психолог умеет доверять процессам, происходящим с людьми.

5

За 10-14 дней до окончания стационарной фазы, реабилитант составляет личный план выздоровления. Он включает в себя ежедневный распорядок дня, конкретный и подробный план на ближайший год и свои личностные границы. Параллельно, родственники реабилитанта формулируют границы во взаимодействии с реабилитантом и друг с другом. Назначается заключительная, на этой фазе реабилитации, встреча, где, по сути, заключается соглашение всех сторон. Эффективным является, когда такое соглашение переносится на бумагу.

Подобный договор является скорее способом сформулировать и озвучить свои намерения, нежели документом, на который, в случае чего, можно пенять.

***

 

Почему эта статья называется «Созависимость – место для страданий»?

Несмотря на осязаемое облегчение страданий созависимых в реабилитационном процессе, вся работа, проведенная с ними в центре – это работа для реабилитанта и вокруг реабилитанта. Чувства и переживания созависимых важны, в большей степени, как условия для трансформации отношений с зависимым. Практика показывает, что мотивация на самоизменения у родственников реабилитанта исчерпывается вместе с окончанием самого процесса.

Однако, созависимость – это не просто феномен, возникший в результате зависимости кого-то из близких. Появление в семье алкоголика или наркомана – это не случайность, а логичное развитие изначальной эмоциональной зависимости у всех членов семьи. Любая химическая зависимость – частный случай созависимости.

Как у зависимого его трезвость – это точка отсчета возможных преобразований в личности, мировоззрении, так и у созависимого, приостановка разрушительных отношений создает условия для мощных личностных изменений.

 

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!