Сказкатерапия на дому.

Сказки всегда несли определенное знание, послание, как следует себя вести, как поступить в тех или иных ситуациях, какой выбор сделать и какие последствия этого выбора придется принять и взять ответственность за принятый выбор.

Ребенок примерно до 12 лет воспринимает мир образами, целостными картинками, т.к. до 12 лет более развито правое полушарие, бессознательная психика и содержание сказки, это как некий сопутствующий материал. Наверняка вы замечали, что при чтении сказки ребенок отвлекается на яркие картинки в книге, как будто не слыша текста. Все дело в том, что ему легче воспринимать эти яркие образы, всю картинку целиком. И в этой ситуации лучше и правильнее сначала проанализировать с ребенком картинку, а затем читать текст.

Вся информация в сказке, её логика, содержание, развитие сюжета всё это адресовано более молодому полушарию-левому, оно окончательно формируется у ребенка от 12 лет и далее.

Дети не примут те сказки, которые им не интересны и с целью воспитания их навязывать не стоит. Любые сказки, которые он многократно просит повторить, это сказки, которые сейчас ему помогают что-то формировать внутри, и они сейчас ему очень полезны.

Иногда встает вопрос про сказки страшные, со страшными персонажами или событиями, не будут ли эти сказки травмировать ребенка? На самом деле ребенка больше травмирует тот факт, как эта сказка подается, чем то, что в ней написано. Если в самых кульминационных моментах взрослый помогает ребенку снять напряжение, улыбнуться, обнять, то всё будет в порядке, но если, в этот самый момент рассказчик вдруг закричит или схватит ребенка…всё очевидно, бессонные ночи обеспечены.

Сказкотерапия детских страхов.

В каждом возрасте есть страхи, которые наиболее ярко проявляются.

  1. Страхи возрастных периодов.

С 2-4 лет ребенок может боятся темноты, высоты, воды, животных насекомых, сказочных персонажей.

С 5-7 лет страхи катастроф, землетрясений, пожаров, терактов и т.д.

С 7-8 лет страх смерти, своей или близких.

Если в эти периоды проявляются соответствующие страхи, это вариант развития нормы и вряд ли нужно бить тревогу.

 2. Страхи по подражанию, когда родители или значимые взрослые демонстрируют тревожное поведение.

И ребенок, подражая им тоже учится боятся.

 3. Страхи как реакция на какую ни будь значимую ситуацию, это может быть испуг, трудно разрешимый конфликт в детском саду, в семье, смерть близких значимых для ребенка людей.

Золотые правила для сочинения лечебной сказки:

  -   Сказка обязательно должна отражать актуальную проблему ребенка, чем старше ребенок, тем меньше должно быть прямого сходства (метафора должна ложиться по касательной). Нп: для подростка с проблемами с опорно-двигательной системой писалась сказка о молодом дереве, которому нужно было волшебным образом укрепить корни, развить их чтобы сопротивляться ветрам и бурям.

  -   Сказка должна предлагать замещающий опыт, т.е. ребенок, пройдя через все события, которые происходят в сказке, должен выйти из неё с новым опытом, с ресурсом, с новым решением, с новым форматом поведения.

  -  Сказка формируется в определенной последовательности. Существует схема сказки:

        1. абзац –Жили были, где вводится главный персонаж, понятный ребенку.

        2. абзац – И вот однажды, здесь говорится о проблеме, которая беспокоит.

        3. абзац – Из-за этого, как меняется жизнь персонажа, из-за того, что возникла эта проблема.

        4. абзац – Кульминация, как развиваются события, что делает герой чтобы разрешить эту проблему.

        5. абзац – Развязка, счастливая концовка.

 

Создать сказку подручными средствами.

 Для этого необходимы любые картинки, журнальные вырезки, наклейки либо фигурки (нп киндеры). В сказке могут проявляться очень реалистичные ситуации, и применять сказкотерапию можно хоть каждый вечер. И самое главное ребенку будет очень просто принять ваши советы, когда Вы не говорите словами (не делай так …, не говори так…), а применяете сказочный образ или оказываете поддержку предлагая своих сказочных персонажей (при условии если ребенок с этим согласен). Ведь сказочный процесс для ребенка приятен и комфортен.

  1. Попросите ребенка посмотреть внимательно на всех и что-то выбрать. Он выберет то что для него важно на сегодняшний день. Вы выбираете другую картинку либо фигурку и от лица своего персонажа задаете ряд важных вопросов, адресованных персонажу ребенка:

- Как тебя зовут?

- А какой ты, расскажи что-нибудь про себя?

- Где ты живешь?

- Есть ли у тебя друзья? Найди их здесь, какие они? (если друзей нет…ситуация говорит сама за себя и можно поискать желаемых друзей, какие они могли бы быть). А с кем бы ты хотел дружить? (и если это неодушевленный предмет, тогда спросите для чего он и чего не хватает вашему ребенку)

- О чем ты мечтаешь?

- Готов ли кто-нибудь тебе помочь в это? ( и выбрать из картинок или фигурок помощника, и тут необходимо Вам проанализировать помощника – какой он смелый, добрый, веселый, сильный…т.е. какого качества не хватает Вашему ребенку для воплощения этой мечты, как он будет его развивать через этого помощника. Может быть это будет магический персонаж – волшебство, чудо…этакое легкое отношение к жизни. Можно выбрать несколько помощников и посмотреть кто из них поможет больше).

- Есть ли у тебя враги? Мешает тебе кто-нибудь, обижает? (расспросите подробно что случается когда персонаж Вашего ребенка встречается с недругом, о чем они разговаривают, если дерутся то из-за чего, то первым хочет вступить в этот бой и кто хочет его завершить. Попробуйте наладить эти отношения путем сказочных образов, может быть этого недруга кто-то обидел или ему нужна помощь…)

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!