Школьные годы

Авторство

Григорьева Анна Павловна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия

Начало учебного года очень радостный и одновременно волнительный момент в жизни как самого ребёнка, так и его родителей, в особенности первоклассников. Что родители  могут сделать для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к новой для себя социальной роли?

Одна из основных ситуаций с которой столкнется ребёнок – это смена коллектива. Здесь всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Более коммуникабельные, уверенные детки легче пройдут этот этап, у стеснительных, тревожных на это уйдёт чуть больше времени.

Идеальный вариант в этом случае – это организованное взаимодействие детей, которое могут устроить родители совместно с педагогами. Это могут быть совместные игры, спортивные состязания, театральные постановки или экскурсии – всё это поможет поближе узнать друг друга, а также снизит возможное внутреннее напряжение детей.

В этот период, также осуществляется смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной, меняется и подача материала. Если в детском саду или развивающем центре, который посещали детки, их внимание к занятиям привлекали с помощью игровых моментов, то к первому классу у ребёнка всё более развиваются волевые процессы, а, следовательно, и произвольное внимание и теперь он самостоятельно должен удерживать его на задании. В этом и заключается основная трудность, особенно для гиперактивных детей.

Чтобы этот процесс прошёл мягко, необходима тренировка концетрации внимания, его распределения и объёма. Для этого используются различные игровые методы, например, пазлы, ребусы, задания по типу «найди отличия» или «что лишнее».

В случае возникновения сложностей в этой области, следует обратиться к специалистам, которые сначала продиагностируют уровень развития познавательных и психических процессов ребёнка, а за тем помогут подобрать индивидуальную программу их тренировки.

Следующим моментом в новой роли ребёнка будут возросшие требования к нему по сравнению с детским садом (или с прошлым учебным годом для более старших учеников), а, следовательно, более интенсивной умственной, эмоциональной и физической нагрузке.

Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы плавно направлять ребёнка в учебную деятельность. Во-первых, важно соблюдать режим труда и отдыха, то есть, после каждого вида деятельности делать перерыв, постепенно увеличивая время выполнения заданий, конечно до разумных пределов.

- Для младших школьников максимальное время учебной деятельности дома составляет от 40 минут до 1,5 часов с учётом перерывов;

- Для среднего звена от 1,5 до 2,5 часов;

- Для старших школьников от 2,5 до 4 часов с перерывами.

Во-вторых, стоит сбалансировать посещение различных кружков и секций, так чтобы они были направлены на развитие разных сфер, а не делали упор на что-то одно. Важно сочетание умственной, физической и творческой деятельности. Если ребёнку трудно привыкнуть к школьным нагрузкам, то возможно, стоит прервать занятия в кружках на время адаптационного периода, и, наоборот, если ребёнок с удовольствием посещает внеклассные занятия, не стоит его ограничивать.

Часто требования увеличиваются не только в школе, но и дома. Стоит понимать, сто смена режима и увеличение нагрузки огромный стресс для ребёнка. Старайтесь распределять домашние поручения так, чтобы они были менее ресурсозатратными. Пусть у него будет круг своих обязанностей, такой, выполнение которого не займёт всё его основное время, но будет соответствовать его новому статусу, например, сборка портфеля, приготовление школьной формы и прочие вещи, за которые должен отвечать сам ребёнок. Постепенно круг обязанностей может расшириться.

Старайтесь разнообразить выходные дни: больше прогулок на свежем воздухе, спорт, правильное питание и сон будут благоприятно влиять на укрепление организма и повышение стрессоустойчивости, а, следовательно, и на весь процесс адаптации ребёнка.

Всё это также касается и детей более старших классов. Особое внимание следует уделить выпускным классам, где будут сдаваться экзамены.

 Подготовка к ЕГЭ и ГИА занимает основное время учеников 9-х и 11-х классов. Не секрет, что после школы большая часть времени тратиться на занятия с репетиторами. Чтобы подготовка в течение года не забрала все силы ребёнка, важно соблюдать баланс.

Необходимо заниматься не только знаниями ребёнка, но и тренировкой процессов, которые помогают в усвоении этих знаний, а именно, внимания, мышления, памяти.

Важно обратить внимание на эмоционально состояние детей. Заметив следы усталости, раздражительности, тревожности стоит побеседовать с ребёнком, возможно, пересмотреть какие-то аспекты его повседневной деятельности, которые будут способствовать снижению напряжения.

С целью повышения уровня мотивации и выравнивания эмоционального состояния старшеклассников, следует обратиться к психологам, которые подберут программы работы как в групповом формате, например, для конкретного класса, так и в индивидуальном.

Учёба – это один из важнейших этапов взросления и становления личности ребёнка и задача родителей и педагогов помочь его сделать более светлым и запоминающимся.

Удачи в новом учебном году!

 

Григорьева Анна.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!