Родом из СССР, или Скажем нет строгому отношению к непослушанию!

Авторство

Товпеко (Фридман) Ольга Вячеславовна

Психолог
Город: Киев
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

Большинство нынешних родителей выросли в 70-е, 80-е годы – то есть еще в эпоху советского времени. Более молодые – воспитывались в ранние 90-ые, когда менталитет еще не сильно изменился. Традиции воспитания, которые господствовали в то время серьезно отличались от того, как это выглядит сегодня.

Вопрос детского непослушания был принципиален. Непослушание преследовалось и сурово наказывалось. Причем, самая большая трагедия связана с тем, что ни дети, ни родители зачастую толком не осознавали, в чем же именно дети должны слушаться. Каковы правила? Что можно, а что нельзя?

В результате наказанию подвергались как серьезные проступки, так и примитивные шалости. Родители негодовали, если ребенок:

  • взял пирожок, пока мама еще готовит;
  • громко разговаривал в общественном месте;
  • рисовал на стенах;
  • разбивал вазу;
  • забывал взять спортивную форму в школу;
  • воровал и лгал;
  • обижал товарищей.

В результате все перемешалось: плохо, ЛЮБОЕ непослушание. Любой проступок, даже шалость, игра, случайность подвергались осуждению, критике наравне с серьеными проступками - ложью, воровством, предательством. Что бы ребенок ни натворил, вывод один: ребенок «бессовестный», «ленивый», «безответственный» и «неблагодарный».

Для того, чтобы донести эту мысль до ребенка, родители нынешних родителей использовали разнообразные, но всегда достаточно суровые методы:

  • давление на чувство вины: «Я на двух работах работаю, чтобы ты человеком стал, а тебе даже сложно мусор вынести!»;
  • давление на чувство стыда: «Отойди от меня, мне стыдно идти с тобой по улице! Посмотри какой ты замурзанный грязнуля! Фу, как некрасиво»;
  • сравнение с другими детьми: «Вот Танечка из твоего класса, хоть и ровесница тебе, но уже умеет и борщ варить, и вещи свои сама стирает, да и учиться на одни пятерки! Мне тетя Катя все как на духу рассказала». Еще более коварным было публичное сравнение – в классе, в гостях, при другом ребенке.

Такие воспоминания и опыт не могли ни сказаться на выросших детях. Большинство из них решили, что ни в коем случае не будут поступать так со своими детьми. Нынешние родители действуют с точностью до наоборот и реализуют антисценарий:  

  • разрешают детям делать перекусы;
  • рисовать на стенах;
  • не обращают внимания, громко ли говорит ребенок;
  • и уже тем более спокойно реагируют, если ребенок разбил вазу и т.д....

Так они демонстрируют – нет ничего страшного в мелких «неточностях» ребенка. Пусть растет самим собой!

Сама же фраза «детское непослушание» становится неприятной и напоминает о чрезмерной строгости и необоснованной субъективности.

Каков же эффект такого антисценария?

Задавая себе этот вопрос, я замечаю, что эти два стиля воспитания являются как будто зеркальным отражением друг друга:

  • в первом случае, осуждается любая свобода действий и выход за рамки;
  • во втором же случае, свободы настолько много, что размываются сами рамки.

В результате:

  • в первом случае ребенок запуган, скован, закомплексован или же излишне взбунтован;  
  • во втором ребенок избалован и толком не знает, какие сусществуют правила поведения в тех или иных ситуациях.

Как ни парадоксально, но часто, и те, и другие родители, преследуя благие цели, вместе с водой выплескивают и ребенка.

Где же тогда золотая середина?

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!