Родительство

Авторство

Крохина Ирина Анатольевна

Психолог
Город: Екатеринбург
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, психоанализ

 

     Многие психоаналитики, исследующие детско-родительские отношения называют «родительство» третьим этапом развития человека (первый связан с отделением от матери в раннем детстве, второй – с отделением от родителей в подростковом периоде). Вместе с тем, психологические задачи адаптации к новому опыту и ситуации могут оказаться крайне трудными.

Важным становится готовность к новой ступени развития – родительству, к выполнению родительских функций. При определении данного критерия исследователи предлагают оценить, в какой степени родители (или те, кто ими хочет стать) могут способствовать развитию своего ребенка. Далее психоаналитики определяют «родительство» как динамическое состояние открытости к изменениям и развитию способностей родителей в процессе взросления ребенка. Родительство является непрерывным  процессом обновления и уточнения представлений родителей о психической жизни их ребенка, сопровождающий все этапы его развития.

Исследователи описали те психические механизмы, за счёт которых и происходит это обновление представлений:

Первый механизм связан с первичным репродуктивным влечением, со стремлением взрослого человека к самоотдаче и к заботе о ком-то. Это стимулируется физиологическими изменениями во время беременности, а после родов – процессом лактации, делающим ребенка непосредственным объектом материнского инстинкта кормления. Это вызывает доверие и самоуважение, как у матери, так и у ребенка.

 Заботясь о своем ребенке, мать идентифицирует себя с собственной матерью, обращаясь к собственному детству, восстанавливая в своём сегодняшнем состоянии образ поведения, отношения, реакции матери. Т.о. значимым оказывается качество ранних отношений с собственной матерью, история развития, а также степень успешности процесса сепарации-индивидуации (отделение от родителей и установление собственной индивидуальности) и т.д. Развитие собственной зрелой автономности родителей позволяет снизить симбиотические импульсы в отношении ребенка по мере его взросления.  Здесь я обращусь к теме детей, живущих и  воспитывающихся всю свою жизнь в детских домах, вернее к девочкам. Имея возможность общаться с ними непосредственно (также это отражено и в художественных, документальных фильмах), меня всегда цепляла фраза о том, что они знают о том, что такое расти в детском доме и они не пожелают этого никому, а когда сами вырастут и станут мамами, то ни за что, ни при каких обстоятельствах не отдадут своих детей в детский дом. Но позднее я узнавала, что одна родила и оставила ребёнка в роддоме, вторая… Эти ситуации  не единичны. В чём же дело? Почему они так горячо заявляя о том, что не хотят, чтобы их ребёнок воспитывался в детском доме, оставляют их?  Возможно дело как раз в том, что, не имея опыта детско-родительских отношений (только воспитатель-воспитанник), им оказывается не с кем идентифицироваться, они не знают того, как вообще ведут себя матери и как вести себя по отношению к собственному ребёнку. В результате, они отказываются от роли матери, передавая заботу о малыше государству и как раз в этом идентифицируясь с собственными матерями.

Второй механизм рассматривается как временный и более сложный. Он связан с частичной регрессией матери (возвращение к более раннему уровню функционирования). Т.е. мать идентифицируется с собственным ребенком,  переходит на уровень его развития, что помогает  ей лучше понять его потребности и желания. Такую регрессию можно наблюдать, например, в общении матери с ребёнком до двух-трёх лет – мимика становится более выразительной, появляется дополнительное интонирование, речь наоборот становится более простой, часто это отдельные слова, используются односложные предложения.  При обращении к матери другого взрослого, она возвращается на свой уровень развития и начинает говорить более сложными фразами, становится способна сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией и т.д.

Важно отметить, что на всех стадиях развития детско-родительских отношений, так или иначе, проявляются оба типа идентификаций. Варьировать может только степень их выраженности на той или иной стадии. Когда ребенок становится старше, в результате смешения этих двух идентификаций могут возникнуть проблемы, связанные с актуальными потребностями ребенка на различных этапах развития.

Далее для выполнения родительских функций женщина должна быть способна устанавливать и поддерживать близкие отношения с мужчиной. Значимо то, какие отношения складываются между родителями ребёнка.

Для каждого из родителей необходимо обладать умением реализовывать свои потребности и чувствовать удовлетворение в областях жизни, не связанных с воспитанием детей, иначе дети могут стать заложниками собственных желаний матери или отца. Для того чтобы продемонстрировать это предлагаю рассмотреть следующий случай. Так отец  сопровождает ребёнка на тренировки по хоккею, вместе с тренером выстраивают его режим дня, специальное питание и следит за его соблюдением. Постепенно у него не остаётся времени на выполнение собственной работы, связанной с профессией. Он отказывается от своей карьеры, посвящая всё своё время карьере спортсмена сына, т.к. именно достижение хороших спортивных результатов является не реализованным ранее желанием отца, но реализующимся сейчас через сына. В будущем ему будет достаточно сложно отпустить сына, когда тот посчитает нужным заявить о своей самостоятельности, отдельности от отца или выбрать другую сферу интересов. Во-первых, ему будет сложно вообще заявить о своём желании стать самостоятельным и тем более обрести её. Ведь психологическое состояние отца оказывается напрямую зависимым только от успехов сына. Если же это всё-таки произойдёт (скорее всего, в подростковый период), то для отца это может стать настоящим кризисом.

Подводя итоги важно подчеркнуть, что главной целью родительства является развитие ребёнка. Оно сопряжено с необходимостью самому родителю постоянно развиваться, открывать у себя новые способности и обновлять свои представления о ребёнке (актуальных интересах, фантазиях, переживаниях и т.д.) по мере его роста. Психоаналитики подчеркивают двухмерность родительства – это быть как ребёнок, идентифицироваться с ним и быть «как бы сверху» – взрослым, который  может посмотреть на ситуацию более широко. Готовность стать родителем зависит от детского опыта родителей, более ранних травматических переживаний, особенностей взаимоотношений между самими родителями, а также наличием других возможностей для самореализации, помимо родительства.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 1.  Коряков Я. И. Эволюция родительских образов в психоанализе // Психологический вестник Уральского государственного университета, 2002. Вып.3.

2.   Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн Л. Тишлер. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!