Рассказы родителям о детской сексуальности. Социальная активность.

Авторство

Виктор Эдуардович Хапов

Психолог
Город: Санкт-Петербург
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ, поведенческая психотерапия, организационное консультирование, психоаналитическая терапия

Латентная стадия.

Период «сексуального штиля». Примерно с 6 и до (опять же примерно) 12 лет. Жизненная энергия временно перестает быть сексуально сфокусированной и может быть направлена на «я познаю мир». «расширяю кругозор», «дружу и с мальчиками и с девочками», в общем, занимаюсь социально активной деятельностью.

При, казалось бы относительно спокойном периоде жизни ребенка (я имею в виду внутренние бури, пожар страстей, неудовольство миром и пр.), то, как выстраиваются взаимодействия с родителями и другими значимыми фигурами, определяет возможность развития способностей у него, укрепляет его веру в себя и в свои силы. В этот период для него ОЧЕНЬ ВАЖНА поддержка со стороны взрослых (в первую очередь - это мама и папа). Дети в этот период начиная проявлять социальную активность, стремятся к значимым для себя результатам. Но есть оччень интересная особенность: ребенок ещё не понимает, что результаты нужны именно ему и поэтому, стремится показать какой он активный и успешный, главным образом, родителям! И от того, какова будет их реакция на успехи/неуспехи, зависит его будущая вера в себя и в свои силы.
 

 В качестве иллюстрации, приведу пример из своей практики.

Терапия проводилась с молодым человеком по поводу его недовольства своей пассивностью и невозможностью реализоваться, начиная от нахождения работы и заканчивая знакомства с девушкой (на момент обращения ему было 26 лет).
Помимо прочих "огрехов" со стороны его родителей, он вспомнил одну историю, проработка которой, спустя некоторое время, привела к разрешению мучавших его состояний. Он рассказал о том, что примерно с 6 лет, начав заниматься каратэ, к 11 годам он получил черный пояс и занял первое место на соревнованиях.
"...Я после победы ехал домой и внутри было ощущение, что я готов лопнуть от удовольствия, от того, как будут рады мои родители этому успеху. Когда мы с командой приехали к месту "выгрузки", я со всех ног полетел домой, как реликвию прижимая пояс к груди и думал, что сейчас забегу домой, увижу как меня ждут и..."

Окончание этого эпизода выглядело ужасающе - у родителей только что закончился скандал, каждый из них находился "в своём углу" и реакцией на ПОБЕДУ СЫНА было скупое "молодец" от отца и "махнула рукой" от мамы...
Понятно, что это был не единственный "грустный эпизод", но, как стало ясно, он явился последней каплей - нет, не переполнившей - вытекшей из сосуда стремлений, помыслов, мечтаний. Больше не было никакого каратэ, учеба сошла на "средний уровень" и т.д.

Ценой длительной, кропотливой, иногда мучительной работы в рамках психотерапии, нам удалось убрать эту "жизненную вату" и создать возможность к новой жизни.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!