Рабы тела и дела. Заметка о психосоматике

"Мне на всё наплевать в последнее время,

                         и не наплевать мне только на то,

                               что мне на всё наплевать".

                           Фильм "Особо опасен"

     Его зовут Уэсли Гибсон, он – клерк, у него рутинная работа, на которой он проводит всю свою унылую жизнь и он "должен жрать таблетки, чтобы справиться с приступами страха"[i].       

     В голливудском кино очень популярен персонаж, который, если одним словом передать фабулу, - психанул. Сорвал вместе с серым галстуком маску счастья, послал куда подальше коллег, подругу и вступил в бойцовский клуб. С кем борется? С собой, разумеется.        

     Герой несется навстречу приключениям, выпускает всех демонов страсти, перерождается… Зритель любит такое кино. Оно дает возможность идентифицироваться с героем и частично отреагировать повседневный стресс. Ведь наутро – снова надевать маску счастья и топать в офис.        

     Цивилизация поощряет подобное поведение. Стандарт, регламент, рамки не только поддерживают корпоративный порядок, но и, зачастую, структуру личности. Ежедневное повторение рутинных действий, с одной стороны, загоняет в угол и порождает безысходность, а с другой – дает уверенность: "ведь все так живут, значит, это нормально!"        

     Жерар Швек называет таких людей "добровольными галерщиками". "Они гребут, бегут, плывут что есть сил, затем начинают все снова. Авантюра, повторяемая ad nauseam (до отвращения), более не дает им мечтать"[ii]Люди с "роботизированным" стилем жизни и мышлением словно запрограммированы на выполнение одних и тех же действий. Зачем? Чтобы обуздать внутреннюю тревогу, порожденную попыткой тотального контроля сознания над бессознательным. Господством "должен" над "хочу". Вы сталкивались, наверное, с такой тревогой в моменты депрессии:  пока что-то делаешь, чувствуешь себя нормально,  останавливаешься – в голову лезут дурные мысли.         

     Зигмунд Фрейд доказал, что закон сохранения энергии распространяется и на психику. Запрещенная мысль, влечение, однажды возникнув, будет искать выход и, возможно, найдет его в замаскированном виде. В норме это могут быть сновидения, оговорки, описки. Все знают выражение "оговорка по Фрейду", когда мы внезапно для себя говорим что-то невпопад и тем самым выдаем тайные желания. Но у людей с роботизированным, "оператуарным"[iii] мышлением большие проблемы с символизацией: они не умеют фантазировать, мечтать, выражать свои чувства. И внутреннее напряжение, не найдя психической разрядки, становится напряжением соматическим.        

     Когда психика не может выразить свою боль – за нее болеет тело. "Добровольные галерщики", кажется, больше, чем другие люди, подвержены разным физическим недугам. Они жалуются на сердце, язву желудка, головную боль, бесконечно ходят по врачам и возвращаются к началу. Как правило, такие пациенты отрицают или не видят психическую природу своего страдания. "Но у меня гипертония, причем тут моя душа?" – спрашивают они. Психоаналитик сталкивается с большой сложностью в работе: клиент не может соблюдать главное правило психоанализа – говорить все, что приходить в голову, выдавать свободные ассоциации. Он словно "прилипает к реальности"[iv] и не может установить контакт с внутренним миром.        

     Современный психоанализ уделяет психосоматическим заболеваниям особое внимание. Очень высок запрос. Как правило, "психосоматики" приходят к психологу, устав бесконечно ходить по врачам. Кого-то направляют сами врачи, придя к выводу, что причина страданий пациента выходит за рамки физиологии. К типичным психосоматозам относят бронхиальную астму, ревматоидный артрит, язвенный колит, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, эссенциальную гипертонию, гипертиреоз и нейродермит.       

     Корни проблемы могут уходить в далекое детство, в котором не было теплых и доверительных отношений с родителями. Когда в семье было непринято открыто выражать эмоции. Когда к ребенку предъявлялись повышенные требования. Когда мама могла уделить ему достаточно внимания только во время болезни. Но описанный тип отношений существовал всегда, так в чем причина всплеска психосоматических заболеваний именно сейчас?        

     Психоаналитик Дмитрий Рождественский называет одной из причин влияние цивилизации. "Цивилизация очень похожа на сверхнормативную психосоматогенную мать, которая плохо понимает нужды своего ребенка, зато хорошо знает, что необходимо ребенку идеальному. Такая мать, по сути, использует детей в своих неосуществленных интересах. Цивилизация использует людей. Она диктует человеку, что ему следует хотеть и достигать, не интересуясь его реальными желаниями и возможностями. Человек болезненно переживает свое несоответствие идеалу и неспособность добиться эталонного успеха. Ради последнего он часто готов жертвовать телом, здоровьем"[v].      

     Очевидно, мы не можем отвернуться от цивилизации. Пусть она и не самая ласковая мать, но другой нам не дано. То, что мы действительно можем сделать – попытаться улучшить с ней отношения. И начинать следует с ревизии внутреннего мира. Трудная ли это дорога? Безусловно. Но подчас это единственный способ перестать "жрать таблетки" и понять, что только у здорового духа может быть здоровое тело.        

Елена Глазкова       

[i] Фильм "Особо опасен", режиссер Тимур Бекмамбетов, 2008

[ii] Жерар Швек, "Добровольные галерщики" (отрывок). Цитируется по http://psychic.ru/books/book15.htm. Перевод с французского Л. И. Фусу.

[iii] Термин, введенный в 1962 году Пьером Марти и Мишелем де М’Юзаном.

[iv] Жерар Швек, "Добровольные галерщики" (отрывок). Цитируется по http://psychic.ru/books/book15.htm.

[v] Дмитрий Рождественский, "Человек соматический", 2009

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!