Психотравма как ресурс для жизни

Авторство

Ананьева Евгения Петровна

Психолог
Город: Сальсомаджоре Терме (Италия)
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, врач-психотерапевт, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: НЛП, психоанализ, онлайн, нарративная терапия, клиент-центрированная психотерапия, системная терапия, телесно-ориентированная психотерапия, экзистенциально-гуманистический подход

Мир полон чудес и разных неожиданностей.  Не всегда мы оказываемся готовы к встрече с ними. Не всегда мы можем быстро и без ущерба адаптироваться к резкому изменению в жизни. Если изменения мы оцениваем как негативные, то высока вероятность того, что такая неожиданность станет для нас травмирующий ситуацией и результатом будет полученная психотравма.

Конечно, разные люди по-разному реагируют на жизненные неожиданности. Одно и то же событие на разных людей  производит разное воздействие. Одному смешно, другому грустно, третьему белый свет становится не мил.  Например, наш недавний космический гость, болид, упавший в Челябинской области, произвел неизгладимое впечатление на подавляющее число людей. Но впечатление оказалось разным.

Мои пациенты, кто ходит на терапию уже несколько месяцев меня удивили и порадовали тем, что у них падение метеорита вызвало активное желание жить, жить полноценно, полновкусно, без вздохов и экивоков о прошлой здоровой жизни. Все они приходили с явными улучшениями физического самочувствия и в стабильно бодром психоэмоциональном состоянии. Это оказалось возможным после того, как их базовая тревожность была скорректирована в ходе личной терапии.

Но одновременно с этим я слышала и о других реакциях людей. Достаточное количество жителей города и области пережили испуг, особенно если одновременно с этим получили ранения от стекол. И таким людям нужна помощь специалистов! Не только хирурги-травматологи должны помочь залечить физические раны, но очень важно помочь залечить психическую травму!

Психические травмы сами по себе никуда не деваются. Человек помнит о плохом, чтобы быть способным при следующей встрече с чем-то подобным быть в состоянии узнать-вспомнить и, таким образом, защитить себя от повторной травмы. Время не лечит психотравмы. Часто оно их укрепляет, т.к. чем страшнее было событие, тем активнее человек пытается удержать в памяти кусочки воспоминаний.  В результате продолжает сохраняться и мышечное напряжение, и продолжаются вегетативные реакции со стороны разных органов и систем организма. Постепенно формируются физические болезни и патопсихологические состояния, которые не поддаются коррекции. Человек мучается, страдает, но сделать ничего не может.

Часто на консультацию к психотравматологам попадают те люди, которых направляют врачи или психологи, предположившие, что в основе мучающих человека проблем лежит психотравма. Иногда это очень далекое событие, которое почти стерлось из памяти человека, но на бессознательном уровне продолжающее оказывать свое влияние. Иногда событие недавнее, его хорошо помнят, и оно изматывает именно тем, что постоянно всплывает, напоминает о себе.

Но ведь событие удерживается в памяти для пользы человека?! Это некий образ, сохранение которого призвано оградить от повторения опасной ситуации?!  Как же в таком случае помочь человеку жить нормальной здоровой и активной жизнью, не нарушив защитных механизмов психики?

У психических процессов, сопровождающих травмирующие ситуации, есть свои особенности, закономерности и стадийность. Не зная их можно навредить человеку. Поэтому для работы с психтравмированными людьми необходимо иметь дополнительную подготовку. С недавнего времени в рамках психологии выделилось отдельное направление психотравматологии. Психотравматологи работают с различными травмами, такими как насилие физическое и психическое, военные действия, стихийные бедствия, ежнациональные конфликты, потеря работы, потеря денег, личного имущества, тяжелая болезнь, инвалидизация, проблемы в бизнесе и пр. Зная динамику психических процессов при психотравме, специалист бережно помогает преодолеть последствия тяжелого события. В среднем подобная работа с грамотным специалистом, имеющим подготовку по многоуровневой психодинамике травмы (Кельнский университет)  может занять 10 часов личной терапии. Задачей является то, чтобы максимально полно использовать имеющийся у человека травматический опыт ему же во благо, как ресурс, а не подавлять любые его проявления. И тогда, словами Ницше, то, что нас не убило, то сделает нас сильнее.

Сейчас появилась уникальная возможность получить образование по психотравматологии. Впервые в России организуется курс обучения по программе Кельнского университета, разработанный основоположником психотравматологии в Германии Готфридом Фишером. Обучение будет проходить в Челябинске с марта 2013 года в течение  1,5 лет в очно-заочном формате. Предполагается 9 учебных модулей по выходным дням с интервалом 1,5-2 месяца. В рамках обучения планируется стажировка в клинике психотравматологии Кельнского университета (по желанию).

Приглашаем специалистов получить ценные знания, которые помогут в работе с трудными случаями, отягощенными травматическими событиями в жизни клиента.

Полный курс обучения может быть полезен клиническим психологам, психотерапевтам. Первый учебный модуль программы рекомендуется пройти медицинским работникам, работающим с тяжелой соматической патологией (онкология, травма и др.), спасателям, сотрудникам полиции, пожарной службы, МЧС, социальным работникам, похоронных служб и пр.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!