Психологическая готовность детей к обучению в школе

Авторство

Ткачева Татьяна
Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. В Концепции говорится, что «Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную». Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Симонович и др.). Интерес к ней не ослабевает и по сей день, как у ученых, так и у практиков. Что же такое готовность к обучению в школе? Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая,

эмоционально - волевая готовность.
Таким образом, работая над проблемой психологической готовности детей к школе, я поставила своей целью: Содействие адаптации психически здорового ребенка к школьному обучению. Задачи:
- выявлять психологические особенности ребёнка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии. - способствовать формированию навыков учебной деятельности (способности включаться в общую деятельность, умению слышать и понимать учителя, удерживать в памяти его задание, сравнивать качество выполнения задания с образцом и т.д.); - повысить уровень произвольности психических процессов и поведения будущих первоклассников;
- повысить уровень психомоторной готовности детей к письму; - способствовать повышению уровня общих интеллектуальных способностей детей (умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира и др.); Итак, свою работу я начинаю с диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале и в конце учебного года. Для определения их психологической готовности к обучению в школе я использую следующие методики: - тест школьной зрелости Керна-Йерасика (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек); - методики Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера: «Графический диктант» (на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого); «Образец и правило» (одновременное следование в своей работе образцу (задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником)); - тест школьной зрелости Н.И. Гуткиной «Домик» (срисовать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв); - методика «Разрезные картинки» (ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение); - методика А.Л. Венгера «Лабиринт» (ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта); - методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно-логического мышления: - «Объяснение сюжетных картинок» (ребенку показываю картинку и прошу рассказать, что на ней нарисовано, или дать название рисунку); - серия сюжетных картинок «Последовательность событий» (ребенок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события); - методика исключения предметов «Третий (четвертый) лишний»; - методики на определение уровня развития памяти зрительной и слуховой: - методика А.Р. Лурия «10 слов» (ребенку предлагаю прослушать 10 слов и повторить те слова, которые запомнил); - методика «10 предметов» (ребенку предлагаю посмотреть на рисунок, который затем убираю, и назвать предметы, какие запомнил). Результаты обследования по каждой методике заношу в протоколы и в сводные таблицы «Диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста». Воспитателям подготовительных групп предоставляю количественные и качественные данные диагностики и даю рекомендации: кому из детей необходимо дополнительно развивать тот или иной познавательный процесс и, с помощью каких игр и упражнений. Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме? Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т.д. (конспекты занятий смотри в приложении № 2) На одном и том же занятии, я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть; рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться впечатлениями. Но что бы мы не делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника. В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения: - игры и упражнения на развитие внимания: «Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие. - игры и упражнения на развитие памяти: «Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозайки так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др. - игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др. - игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др. - игры и упражнения на развитие воображения: «Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если…?» и др. - игровые упражнения по подготовке руки детей к письму: «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др. Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций. Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу: обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью необходимо проводить с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М.А. Панфилова «Лесная школа»), где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.
Ещё одно направление в моей работе по развитию психологической готовности детей к школе – просвещение родителей будущих выпускников по данной проблеме. Я выступаю на родительских собраниях с докладами: «Старт во взрослую жизнь», «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Если Ваш ребенок левша» и др. В родительский уголок выпускаю газеты: «Как определить ведущую руку ребенка», «Скоро в школу», «Как усмирить агрессивность», «Путешествуем слева направо» и т.д. В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период. Консультативно-просветительскую работу в течение всего учебного года веду с педагогами ДОУ. Я выступаю на педагогических советах, принимаю участие в круглых столах по преемственности обучения в ДОУ и школе, провожу деловые игры, психологические тренинги, на которых раскрываю интересующие воспитателей темы по подготовке детей к школе. Показываю, как применять в работе те или иные коррекционные игры и упражнения, как разрешать детские конфликты, и что значит – психологическая готовность к школе.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!