Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)

Авторство

Иванова Светлана Викторовна

Психолог
Город: Калининград
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: НЛП, арт-терапия, когнитивная терапия, организационное консультирование, прочие подходы и методы

Практический психолог всегда стремится реализовать авторскую позицию в своей профессии.Поэтому и работу свою, в том числе и консультативную, будет проводить по-своему. Индивидуализация психологических технологий в практической работе, как бы «примерка» их на себя, - единственно успешный путь психолога в профессии.

Под термином «позиция» могут пониматься разные вещи.

С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник – оказывает помощь консультируемому в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.

3. Консультант-эксперт – показывает консультируемому возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, напомним, что существует еще одна, достаточно известная классификация подходов психолога-консультанта: директивный подход, недирективный подход, промежуточный.

Г.С. Абрамова описывает позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции «сверху».

3. Взаимодействие с позиции «снизу».

Учитывая специфику работы начинающего психолога в государственных организациях и характерные особенности общения сотрудников между собой, только первая из этих позиций может использоваться консультантом в любой ситуации, вторая же и третья требуют от психолога достаточного профессионального опыта, определенных навыков, наработанных непосредственно в консультативной практике.

Конечно практический психолог всегда стремится реализовать авторскую позицию в своей профессии. Поэтому и  свою консультативную работу, будет проводить по-своему. Индивидуализация психологических технологий в практической работе, как бы «примерка» их на себя,  определяет успешность психолога в профессии.

 Успехов Вам, дорогие коллеги!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!