Авторство
Город: Санкт-Петербург
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ, когнитивная терапия, онлайн, организационное консультирование, экзистенциально-гуманистический подход
Исторический опыт показывает, что человек не рожден для счастья. На протяжении своей жизни он сталкивается с катастрофами, болезнями, крушением надежд, смертью. Закономерно возникает вопрос: «Есть ли смысл?», «Как его понять и постичь, если смысл существует?». Девиз современного общества можно сформулировать следующим образом – человек рожден для наслаждения или человек – это машина желаний. Следствием подобного подхода является сдвиг ценностных ориентаций в одну точку – точку наслаждения. Смысл, воля к смыслу искажается и исчезает. Виктор Франкл считал, что поиск смысла является основной мотивационной силой человека. Говоря словами А. Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но и вообще едва ли пригоден для жизни». Предлагаю Вашему вниманию «Руководство для поиска смысла» (обзорные вопросы в адаптации С.В. Кривцовой, В.Б. Шумского). Эти шаги могут помочь, если смысл ситуации не ясен. Лучше всего, если Вы сделаете это задание письменно.
Шаг первый. Попробуйте рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. Ответьте на следующие вопросы. Ø Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?Ø О чем в ней идет речь?Ø Что сейчас необходимо?Ø Что требуется от меня?Ø Что конкретно Я могу сделать?Ø Какие возможности у меня существуют?Ø Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания)Ø Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности)Ø Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок)
Шаг второй. Попробуйте теперь эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для вашей жизни. Ø Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?Ø Как я буду себе чувствовать, если я сделаю это?Ø Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?Ø Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я сделаю это?Ø Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я не сделаю этого?
Шаг третий. Теперь необходимо выбрать наилучшую для себя в данных обстоятельствах возможность. (Вопросы о свободе) Ø Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?Ø Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? ( Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)Ø Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?Ø Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: «Я сам хочу этого»?
Шаг четвертый. Продумайте, как лучше всего воплотить ваше решение, понять, что изменится в вашей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности) Ø Что может помешать мне реализовать эту возможность?Ø Должен ли я это сделать сейчас?Ø Как, с помощью каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?Ø Будет ли этот способ действий соответствовать мне?Ø Зачем я, собственно, должен это сделать?Ø Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?Ø Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?
Запишитесь на бесплатный on-line тренинг "Наполни жизнь смыслом"
Успехов Вам! Искренне Ваша,Снежана Замалиеваp.s. Получите Ваш бесплатный экземпляр электронной книги "Виктор Франкл: жизнь наполненная смыслом" на сайте Центра Развития Потенциала.