Подходы к определению границ личности в логико-философских исследованиях

Авторство

Ганцева Евгения Игоревна

Психолог
Город: Уфа
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, арт-терапия, гештальт-терапия, символдрама, телесно-ориентированная психотерапия

 

Вопрос о границах относится к числу основных в логико-философских исследованиях. Феномен границы, возникающий на пересечении разных жизненных центров, имеет непосредственное отношение к проблеме целостности человеческого бытия. Рассматривая и определяя границы, мы задаем себе вопросы о нашем мире и нашем месте в нем.

        В нашем научном исследовании мы ищем ответ на вопрос, когда и почему граница становится проблемой. Здесь обращает на себя две крайности - размывание границ вплоть до их исчезновения или жесткое их установление вопреки здравому смыслу.

        В современном динамично развивающемся мире феномен границы требует философского осмысления. Концептуализация границ и граничности имеет долгую историю в философских трудах. На протяжении длительного времени категория "границы", в основном, рассматривалась в рамках философии. Исследование исторического смысла границы с учетом фактора времени и места нашло отражение в работах Г.Ф.В. Гегеля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, П. Флоренского, Н. Бердяева и др. Из современных авторов, в чьих работах были освещены важные аспекты проблемы границы можно назвать М.К. Мамардашвилли, А.М. Пятигорский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.П. Зинченко и др.

Анализ работ логико-философского направления позволяет выделить некоторые исходные значения, которые определяют термин «граница».

     Одним из первых, обративших внимание на понятие «границы» был Аристотель. Граница им трактовалась как предел каждой вещи, который включает в себя сущность вещи и причинность движения. Согласно воззрениям Аристотеля, граница - всегда возможность, поскольку она начало и конечная причина в одном. Из этого философов приходит к выводу о том, что граница тесно связана с развитием (3, с. 384).

Далее, понятие границы, ограниченности, в работах Аристотеля появляется в связи с человеком как субъектом деятельности. Философ считал, что мысли, которые человек направляет на деятельность, имеют границы, т.е. ограничены. Аристотель впервые выделил мысль в качестве материала, воплощающего в себе идею границы (1, с. 385).

В трудах представителей немецкой классической философии «граница» есть внутренняя характеристика сознания, соотносящая Я и «реальность». Так, И.Г. Фихте усматривает в границе первопричину деятельности Я - выход из сферы Я-вовне к не-Я. В основе его  феноменологии лежит безусловное положение существования Я, и то, что Я есть также источник бытия не-Я. Впервые И.Г. Фихте ставит вопрос о первопричине деятельности Я - о движении Я к выходу из сферы Я, во вне к не-Я. Также впервые для психологического исследования им выделяется мотивационный фактор как ведущий в становлении Я. Желание возникает через ограничение, и направлено к движению за пределы сферы Я, так как человек стремится к недостижимому идеалу, который И.Г. Фихте именует «абсолютное Я». Таким образом, И.Г. Фихте усматривает в границе первопричину деятельности Я и приходит к выводу о том, что изменение начинается с границы.

Анализируя работы другого представителя немецкой классической философии – Г. В.Ф. Гегеля, мы можем проследить, что он обращается к идее границы в качестве ключевой при интерпретации категории «развитие». По мнению автора, сущность развития заключается в том, что единое разбивается на противоположности, следовательно, главный источник развития - противоречие. Исходя из данной концепции, границу невозможно рассматривать только как внешнюю по отношению к человеческому бытию, т.к. она заключается в самом бытии. В представление Г.В.Ф. Гегеля о явлении "выхода за границу", которое связано с процессом мышления мы можем проследить сходство с теорией границ Аристотеля.

     Таким образом, идея причинности границы находит своё глубокое развитие у Г.В.Ф. Гегеля который видит в границе источник движения. В последующих работах философско-логического направления, эта идея выступает в контексте анализа проблемы активности субъекта.

В рамках экзистенциально-феноменологического направления философии термин "граница" раскрывается в контексте рассмотрения природы трансценденции, выхода человека за пределы себя (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др).

К. Ясперс сделал понятие «граница» основной категорией своей философии. Его взгляды близки к современным психологическим концепциям  границ в рамках гештальт-терапии: философ утверждает, что, осознавая свои собственные границы, мы избегаем опасного абсолютизирования. Границы разделяют и ограничивают, но в то же время защищают и обеспечивают безопасность личности (3, с.254).

Философ Ж-П. Сартр, рассматривая природу трансценденции, указывает на то, что человек превосходит сам себя, так как его реальность является недостаточной. Превосхождение себя есть выход за свои границы, стремление к которому изначально заложено в бытие человека. Автор вводит действие мотива, который возникает в определенной ситуации, и одним из условий его возникновения является человеческая недостаточность, которую стремится преодолеть человек. В этой идее мы можем увидеть сходство с воззрениями И.Г Фихте, который тоже рассматривал мотивационный фактор в рамках границ.

Нам интересен подход М. Хайдеггера. Его как мыслителя, занимали, прежде всего, формы повседневного существования, или способы бытия в мире. Философ подчеркивает конечный характер человеческого существования и высказывает мысль о том, что человек размышляет о границах собственного бытия только в предчувствии смерти. Также проблема границ рассматривалась им в контексте проблематики мира и другого Я и не-Я (2, с.37).

В рамках рассмотрения русской философской школы, прежде всего, необходимо отметить М.М. Бахтина, который обращается к феномену границы как месту проявления активности субъекта, представлящей собой бесконечный процесс перехода через границы. Граница рассматривается им в контексте одной из основных идей существования бытия и надбытия, разграничение которых начинается с появления сознания. Порог чужого сознания определяет границу своего сознания, граница «Я» определяется через освоение порога чужого «Я». Согласно идее М.М. Бахтина то, что происходит на границе своего и чужого сознания, «на пороге», порождает развитие Я, переживается им и определяет его сущность. Таким образом, безграничность субъекта и его неисчерпаемость состоит в подвижности и временности границ.

Точка зрения М.М. Бахтина отличается от трактовки «границы» в трудах С.Л. Рубинштейна, не выделяющего её в качестве специального предмета рассмотрения. Автор утверждает, что субъект, чтобы существовать, вынужден бесконечно развиваться. С другой стороны человек конечен в своем существовании и телесной представленности - это есть противоречие человеческого существования.

Для С.Л. Рубинштейна термин «граница» выступает также в значении предела и указывает на факт несовпадения между тем, что дано эксплицитно в познании, и тем, что содержится в нём имплицитно (последнее включает в себя содержание, «бесконечно выходящее за пределы» опосредовано познанного). Иными словами, граница здесь есть условная, внутренняя грань между явленным и еще не выявленным. Граница для него есть, прежде всего, препятствие на пути постигающего действия, что и определяет её функцию.

Таким образом, граница ее осмысление и понимание связанной с ней ситуации превращается в актуальную проблему современной науки и практики. Выделенные философские аспекты проблемы не исчерпывают всей полноты и сложности данного феномена, который может проявляться в различных психологических, исторических, культурных и социальных контекстах и смыслах.

Философский подход к пониманию границы позволил показать ее символический характер. Граница является символом перехода ч, символом пока еще не раскрытых смыслов и нереализованных возможностей человека.

 

Список литературы

1. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира, Издательство: Языки славянских культур, 2012 г., С. 384

2. Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004. С. 3254

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 2007.С. 527

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!