Обсессивно-компульсивное расстройство.

Обсессия – это навязчивость, а компульсия – это ритуальность.

Навязчивость проявляется и похожа на привычные каналы паники в невротической тревоге (кто-то умрет, без работы останусь, дверь не закрыла …) Для того чтобы эти навязчивости остановить, так как они мучительны, они изматывают человек включает ритуальность.

То есть для того чтобы не волноваться о том закрыла ли она дверь, женщина после закрытия двери попинает её, но если это на самом деле ОКР то она будет думать: «А я вчера пинала или сегодня?»

Или если есть навязчивая тревога о том, что может умереть кто-то из близких, для того чтобы её отменить необходимо прикоснуться утром и вечером к фотографии всей семьи.

Или чтобы снять навязчивую тревогу по поводу того, что может случиться что-то плохое нельзя наступать на трещины в асфальте.

Навязчивые мантры, молитвы и аффермации, а также потребность в них - не говорит, а просто кричит о начальной форме ОКР. Прокручивая эти фразы в голове или проговаривая нам кажется, что это «как бы защищает» нас от тревоги.  

А как вам самое распростаненное - поплевать через плечо и постучать по дереву!? Да, "христа ради" разрешитете Вы себе говорить и думать то что хотите!

Суть или основа (этиология и патогенез) обсессивно-компульсивного расстройства, как и фобии, как и у невротической тревоги одна и та же – это подавленные, вытесненные и не разрешаемые чувства.

Например, молодой человек с творческим складом ума и добродушным характером постоянно переживает за здоровье и жизнь своего отца, и так как эта навязчивая тревога невыносима он создаёт себе компульсии по типу – «если начну сначала любое движение или дело, которое уже наполовину сделано – с папой всё будет в порядке»! И каждый божий день, и каждое своё занятие или дело, и каждое движение он доводит ровно до середины и начинает сначала, во второй раз заканчивая.

     Вся загвоздка в том, что он не может себе позволить агрессию на отца, тем более что тот так заботиться о нем – зовёт в свой бизнес, настаивает, что всё что он создал - это для сына и он должен взять и благодарить. У меня прекрасный отец и мать!

По-настоящему он на отца злился за то, что, тот обрекает его с помощью чувства вины и других манипуляций на то, чтобы он посвятил свою жизнь тому чем он заниматься не хочет! И никто его не спрашивает, чего он хочет (папа лучше знает). Он злиться, он обижается, он чувствует гнев, вину и море других неприемлемых для него чувств и не признаёт их, потому что он невротик, потому что в его ранних детских моментах была такая история, после которой он перестал воспринимать плохие чувства, так как они не позволяли создавать и сохранять идеальный образ себя – потому что «хорошие мальчики всегда помогают папе и не реви!» или «хочешь, чтобы папа тебя уважал и общался, тогда не бойся - трус!»

И вот он с этими чувствами сталкивается во взрослом состоянии, пережить их не может, и они развиваются в навязчивость и компульсии по типу – «Я не разрешаю себе злиться на отца (нельзя!) и моя тревога и страх проявляется в том, что я боюсь, что он умрет (переживать за отца можно!)».  

Он не может быть сосредоточенным, он постоянно повторяет ритуалы, он вымотан аффермациями и как следствие он не может работать, и папа отстаёт от него.

Если бы он пришёл к Фрейду, то получил бы с порога фразу: «Ну что скажи мне прямо – Я хочу убить своего отца!»

В психотерапии важно отследить, разобрать по кирпичикам момент – что происходило за мгновение до начала компульсии, какая мысль промелькнула, какую фразу или звук услышали, какая ситуация была и стимул этот очень часто может быть из детства. И как правило этот стимул всегда один и то же, провоцирует сначала канал паники для сливания тревоги, а затем ритуальную компульсию.

И в терапии необходимо разворачивать тревогу – дать ей наконец проявиться, дать проявиться своей ненависти, зависти, жадности, ревности, обиде хотя бы дать дойти им до осознания.

Развернуться, то есть не остаться запрещенными, а стать частью знания о самих себе. А дальше поступить по-взрослому, адекватно как с нормальной тревогой и проанализировать эти чувства в соответствии объективной реальности.

Если я враждебный или страшно обижен, то как проявить это экологично для себя и окружающих, как это можно разместить вовне? Любые терапевтические методики хороши, лишь бы клиент увидел ту часть себя, которую отрицает.

И сразу после осознания появляется внутренний вопрос: «Что же теперь с этим сделать?» И дальже возникает желание или потребность - либо оказаться от общения с неприятным человеком, либо поступить в другой ВУЗ, либо появляются силы и уверенность начать свой бизнес  и т.д.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!