Нужно ли психологу, работающему с детьми, системное мышление?

Авторство

Уголева Екатерина
Материал предоставлен: 
Практик-центр

Думаю, каждому психологу, работающему с детьми (в школе, детском саду, детском консультативном центре или поликлинике), хорошо известна ситуация, когда он (специалист),  хорошенько изучив ситуацию ребенка с помощью различных психодиагностических средств, делает все, что возможно, занимаясь с ребенком и развивающими играми, и, к примеру, игровой терапией, и групповой работой в психокоррекционной группе, а «воз и ныне там»... Или же состояние ребенка меняется, но ненадолго: после первых же каникул все симптомы неблагополучия (это может быть плохая успеваемость без видимых причин, непонятное поведение ребенка, например, он всех кусает и дерется), какие-либо специфические симптомы - энурез, страхи, необщительность и все что угодно), возвращаются, а порой и усиливаются.

Что же делать в таких ситуациях? Конечно, многим из нас приходит в голову мысль о том, чтобы разобраться в этой ситуации более подробно. Что мы тогда предпринимаем? Исследуем ситуацию еще тщательнее: приглашаем на консультацию маму, изучаем медицинскую карту ребенка, проводим дальнейшую диагностику - и все это с целью ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНУ ДАННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ у ребенка, ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ у него Это?».

Не буду отрицать: порой нам удается найти немало факторов, оказавших, возможно, серьезное влияние на ребенка, в обстоятельствах его прошлого. К примеру, мы не так уж редко можем обнаружить наличие неврологической симптоматики в анамнезе у ребенка, тем более, что порой диагноз ставится «с ходу», без подробного обследования, поликлиническим врачом, обнаружившим признаки того или иного расстройства; не слишком редко встречаются также слишком стремительные выводы-диагнозы таких специалистов как логопед или неонатолог, педиатр, да и коллеги-психологи порой спешат во что бы то ни стало выявить признаки той или иной патологии, видя в этом главную свою задачу: кто из специалистов, работающих с детьми, не встречался с дисграфией, дислексией, побившей все рекорды гиперактивностью - синдромом дефицита внимания, а также другими сверх-популярными диагнозами? Ну а уж если в беседе с мамой ребенка нам удается услышать от нее «заветное» (да простят нам мамы этих детишек): «нежданная беременность» или, тем более «нежеланный ребенок», то тут уж держитесь! В таких случаях специалисту, ищущему причину всего происходящего с ребенком, кажется, что ему открылась сама Истина, он готов воскликнуть «Эврика!», так как считает, что получил отв

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!