Непереносимость преконтакта
В работе со студентами МГИ на первой ступени я столкнулась с разными способами людей входить в контакт. Особенно ясно это увиделось на групповой работе, чем на индивидуальной.
Как это отразилось во мне, как тренере-стажере? Я начала ощущать неуютность, какую-то телесную неприкаянность. Поза менялась одна за другой, и все как-то я не могла остановиться. В чувствах и состоянии души сквозило сомнение, волнение, переходящее в страх. Я понимала, что так или иначе являюсь отражением групповых феноменов и стала присматриваться еще внимательней к процессам группы.
А если пойти через метафору- то первая приходит на ум -басня Крылова «Лебедь, рак и щука», а вторая с лосем из мультика, когда у него все звери расположились на рогах, и организовали там собрание, как они будут там жить-поживать! Кричат, вопят, скандируют. Я конец мультика знаю- и это немного успокаивает- лось рога по осени меняет, у него новые отрастают.( а я группы по осени новые набираю).
Итак, две метафоры -дилемма на лицо. Две разные фигуры в группе, то есть их много, но остальные пока в фоне. Выбрать ни одну из метафор мне не удалось, вторая последовательно выходила из первой.
Первая- басня «Лебедь, рак и щука». Фаза преконтакта в группе, второй модуль (трехдневка). Добавились 4 участника, к 12. Прилично. Опять знакомство, правила, информация об институте. Те, кто были на первом модуле рвутся в бой (упражнения, эксперименты, групповой взаимодействие).- похожи на «лебедей». Их в группе 5 человек. «Раки»-те, кто еще присматривается- новенькие и еще те, кто отмалчивался на прошлом модуле. Эти, только что начинают говорить. Их около 6 человек. «Щуки»- молчащие, в дискуссии не вступающие, на вопросы отвечаю односложно, плавают глубоко где-то, не видать. (около 3) Остальные как-то гармоничны.
Да… И в такой обстановке надо работать.
У меня есть опыт ведения тематических групп, динамических, у меня есть знание и я выбираю рассматривать ситуацию, происходящую в группе через концепцию цикла-контакта. Сейчас она мне кажется более уместной к рассмотрению групповых процессов.
Итак. Фаза преконтакта. Скорости вступления в контакт, различения, дифференциации разные. Мне то ничего, я могу двигаться в темпе который формируется самостоятельно. Правда, особое неудобство причиняют «Лебеди». Они, так или иначе, начинают махать крыльями, летать, гоготать, а в повозке еще рак, и щука. Недовольство, негативный перенос на ведущую: »Сделайте что-нибудь, дайте нам упражнение». Даю. Не то, дайте другое- не то. Злюсь. Попалась на крючек. Фигура сформировалась не четко. И скатилась вниз по циклу контакта, да еще и с обесцениванием.
Делаем упражнение «Я боюсь - Я хочу». Тревога проходит, так как страх смог разместиться объектно. «Щуки» стали выныривать с глубины, показывать свои грани, «раки» остановились. Хорошо. Только «лебеди» неугомонные опять - «не боимся ничего, дайте нам еще». Четко формирую запрос от группы «лебедей». Что, чего, сколько, что будет результатом, как узнаете об этом. Хватит на обесценивание скатываться. А вот тут у них и закавырочка. « Упражнение - про что не знаем, какое-полезное, результаты- как мы можем знать»- говорят мне.
Непереносимость преконтакта, чувств страха, хаоса фигур, ответственности - я выбрал это. Неужели и ответственность в этой фазе? Похоже, что так, а то как же тогда оградиться от обесценивания при работе с дутой фигурой, не наполненной интересом, энергией, собственным импульсом. Любое притянутое за уши действие будет возвращаться с фазы контактирования в фазу преконтакта.
Вспоминаю Энрайта- Три уровня гештальт- терапии. Свободная энергия. Фокусировка энергии Присвоение или овладение. Читаю лекцию на эту тему. Слушают. Думают. Говорим о энергии, проверяем наличие ее в группе. Вроде есть- раз пришли. Фокусировка- тут уже дифференцированный подход. На упражнение, на двигательное- энергия присутствует- подтвердили. На это раз уточняю у всех.
Присвоение или овладение - говорю том, что в зависимости от своей активности, присутствия в упражнении, осознавания - Что вы видите, слышите, чувствуете, как интерпретируете- будут зависеть ваши результаты. Делегирую ответственность на них. Упражнение. Шум, гам, возгласы. Энергия есть у всех - и молчаливые, и энергичные скачут наравне. Закончили - групповое обсуждение. Участники используют чаще выводы и интерпретации, чем вижу, слышу, чувствую. Обед. Поработаем над осознаванием. Три зоны осознавания- внутреннее, внешнее, воображения. Работа, в парах, обсуждение в парах, групповое обсуждение. Это упражнение замедлило несколько «лебедей». Я выдохнула. Слава богу. Надо быть внимательней к наличию энергии, к фокусировке, не поддаваться на «давайте сделаем это». Что «это», зачем. Для чего, что хотим получить?
C ответственностью- всплывает метафора про лося. А «лось»- это я. А зачем я всю ответственность на себя хапнула. С жадности что-ли, или с непривычки? Ну, позвала учиться, рассказала про обучение. А рабочий альянс придется устанавливать как-то постепенно. Сейчас группа в младенческом возрасте (2 модуля) относительно срока действия, вот уже взрослеют потихоньку. Придется поднянькивать пока. А рога то устают.
Два «лебедя» думают из группы улететь, и то не так, и это. Время покажет.
Что касается меня в фазе преконтакта мне достаточно спокойно работать со страхами и тревогой, с неопределенностью фигур. Но не с возбуждением и порывом вперед, знать моя «фишка» тоже люблю действие и результат.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!